Опыт внедрения
Линукс и Open Source
в образовании
В.А.Каймин, вице-президент WDU, А.А.Карачев, декан
МПГУ
Внедрение пакетов программ Open Source в систему
образования развивающихся стран поставлено перед ЮНЕСКО в качестве одной из
стратегических задач.
Лидером Open Source является Linux - одна из лучших операционных
систем, установленная в настоящее
время на 66% Интернет-серверов и 33% персональных
компьютеров и на самых мощных суперкомпьютерах.
Поддержку Linux в настоящее время практически все
лидеры компьютерной индустрии - корпорации IBM,
Sun, Novell, Oracle, Google, Red Hat, а также Германия,
Франция, Япония, Китай и другие страны Европы и Азии.
Особое значение пакеты программ Open Source приобретают для развивающихся
стран, поскольку они не являются собственностью ни одной частной фирмы и их
установка на ЭВМ в школах и вузах не нарушает ни чьих авторских прав.
По этим причинам
студенты и преподаватели любых учебных заведений могут устанавливать без ограничений
пакеты Open Source на любые
компьютеры для выполнения любых учебных заданий и курсовых работ.
Лидером Open Source в сфере Интернет-проектов
является технология LAMP поддержки Интернет-серверов на базе Linux, web-сервера Appache, базы данных mySQL и языка web-программирования PHP.
Технология LAMP используется практически на всех серверах Интернет-провайдеров для создания фирменных сайтов, электронных
магазинов, Интернет-порталов и поисковых
информационных систем.
Международные
программы по использованию технологий LAMP
для Интернет-проектов в сфере Электронной
коммерции и Корпоративных систем с 2000 года ведет WDU - Всемирный Распределенный Университет http://wdu.da.ru
Студенты и слушатели WDU с 2001 года используют для выполнения своих
курсовых и выпускных Интернет-проектов технологию LAMP и хостинг российских
Интернет-провайдеров, а также портал Электронного Университета WDU.
Межународная
сертификация разработчиков
Интернет-проектов на базе технологий Open Source была развернута WDU в 2000 году и согласована с российскими,
болгарскими и казахстанскими специалистами в 2001 году.
Пилотные проекты в сфере Электронной Коммерции
были организован WDU в 2000-2003гг. на базе МИЭМ http://wdu.miem.edu.ru и в сфере Технологий Линукс
в 2003-2005гг. на базе МПГУ http://linux.mpgu.ru
МИЭМ - Московский
Институт Электроники и Математики, ведущий подготовку по широкому
спектру компьютерных специальностей с
МПГУ - Московский
Педагогический Государственный Университет, - головной педагогический
вуз Российской Федерации, определяющий уровень подготовки педагогических кадров
в нашей стране.
В МПГУ на базе факультета технологий и
предпринимательства в
Параллельно с основными курсами на
факультете ФТП в МПГУ были развернуты спецкурсы по
Интернет-технологиям с
Студенты МПГУ как педагогических, так и инженерных специальностей легко освоили
технику создания сайтов в Интернет и технику работы в Линукс с офисными пакетами
программ Open Office.
Главной находкой
была установка на всех учебных компьютерах сразу двух операционных систем Windows и Linux, загружающихся по выбору студентов. Это позволило проводить
эксперименты с Линукс,
не нарушая учебного процесса.
Вторая находка - возможность лечения дискет и
файлов с помощью Linux - файлы и дискеты, зараженные в Windows, могут считываться Линукс без
заражения ЭВМ и перезаписываться посредством Open Office с удалением вирусов.
Выбор дистрибутивов ALT Linux, Mandrake,
ASP Linux вызвал наибольшие проблемы.
После апробации дистрибутивов в
компьютерном центре на всех учебных ЭВМ был установлен Linux фирмы ASP, а Windows - второй системой.
Главная проблема
- недостаточность квалификации штатных системных администраторов для
качественной поддержки учебного процесса с применением сразу двух операционных
систем Windows и Linux.
Недостатки первых инсталляций были компенсированы
Центром компетенции Linux IBM,
предоставившем однодисковые дистрибутивы Knoppix для выполнения студентами учебных заданий на
ЭВМ с системой Windows.
Студенты МПГУ,
умевшие работать с офисными пакетами в Windows
освоили технику работы с Линукс и пакетами Open Office в считанные часы и успешно выполнили все курсовые
задания с помощью Knoppix.
Аналогичные
результаты - быстрое и успешное
освоение Линукс
и офисных пакетов Open Office в московских школах было
получено студентом-дипломником факультета А.Степановым, выполнившем
блестящую дипломную работу.
Быстрое освоение работы
с Линукс и офисными пакетами Open Office было подтверждено на трехдневных компьютерных курсах,
проводившихся на 1-ой Школе-семинаре “ИТО-2005: Технологии Linux”.
Особый интерес у участников школы вызвали доклады Центра
компетенции Linux IBM о перспективах развития Linux и университетских программах продвижения программного
обеспечения корпорации IBM.
Все участники
школы получили информационные материалы фирмы IBM, дистрибутивы Linux и
сборники трудов школы-семинара, с которыми можно познакомиться на сайте
Школы-семинара http://linx3.narod.ru
Наиболее успешно занятия на Школе-семинаре прошли в компьютерном классе с однодисковыми
дистрибутивами Knoppix,
которые все участники школы получили от Оргкомитета в качестве подарка.
Программа курсов “Технологии Linux” была
разработана WDU совместно Центром
компетенции Linux IBM и успешно реализована
в МПГУ на Школе-семинаре ИТО-2005 на базе учебного компьютерного центра ФТП.
Поддержка
руководства МПГУ определил успех проведения 1-ой Международной Школы-семинара “ИТО-2006: Технологии Linux”, завершившейся вручением
международных сертификатов WDU
участникам школы.
Все преподаватели,
успешно выполнившие учебные работы в Линукс и офисном
пакете Open Office, получили
сертификаты WDU “Пользователь Linux”, а
преподаватели, проведшие курсы - сертификаты “Преподаватель Linux”.
Внедрение Linux и Open Office в образование было одной из серьезных тем на тренинге
“ИКТ в образовании”, проводившемся в Баку в Учебном компьютерном классе
Центризбиркома Азербайджана в августе 2004г.
На совещании в
Азербайджане было отсечено, что во внедрении пакетов программ Open Source в образование три основных
проблемы: 1) локализация пакетов программ, 2) методическое обеспечение, 3)
учебная литература.
По мнению
экспертов ЮНЕСКО наиболее
простым решением для стран СНГ
является использование русскоязычных версий Linux и Open Source, так
как все преподаватели в странах СНГ свободно владеют русским языком.
Второй этап -
перевод на национальные языки документации и интерфейсов программ Open Source с перевод лучшей учебной
литературы по информатике и методической литературой для школ и вузов на
национальные языки.
Базисом для
согласования учебных планов, программ и пособий по информатике могут быть росийские стандарты образования, опубликованные в 2003-05
гг. на официальном сайте Министерства Образования
России http://edu.ru
Стабильные победы
российских школьников с 1991г. и студентов с 2000г. на международных
олимпиадах и чемпионатах программированию - лучшая демонстрация качества
российских стандартов образования по информатике.
Лучший опыт использования Linux и Open Source в школах и вузах стран СНГ можно найти в сборниках
трудов международных школ-семинаров “ИТО: Технологии Linux” за 2005 и 2006гг.
[1].
Учебные пособия по информатике с учетом технологий Linux и Open Source на основе роcсийских
стандартов образования и требований единых госэкзаменов изданы ИНФРА-М и РИОР в 2004-2005гг. [2,3].
Лучшие пакеты программ
представляются на международных конференциях и школах “ИТО:
Информационные Технологии в Образовании” с 1991г. под эгидой и эмблемой
Международной Академии Информатизации с 1996г.
Литература:
1.
“ИТО-2005: Технологии Linux”.
Сборник трудов. М., МПГУ, 2005.
2.
В.А.Каймин “Информатика”. Пособие к
экзаменам. М., РИОР, 2005.
3.
В.А.Каймин “Информатика”. Учебник
для студентов. М., ИНФРА-М,2005.
Сайты
в Интернет:
1.
“ИТО-2005: Технологии Linux”.
Сборник трудов. http://linux.mpgu.ru
2.
В.А.Каймин “Информатика”. Пособие к
экзаменам. http://wdu.da.ru
3. В.А.Каймин “Информатика”. Учебник для студентов. http://wdu.da.ru