Интернет-школа «Просвещение.ru» - дидактическая модель организации учебного процесса с использованием Интернет-технологий

М.Л.Кондакова, Е.Я.Подгорная

 

Объединение педагогических  и информационных технологий в образовании, развитие компьютерных средств и сетей телекоммуникации дает возможность построения качественно новой информационно-образовательной среды, как основы для развития и совершенствования системы образования. Отличительной чертой этой среды является открытый доступ к образовательным и информационным ресурсам и использование в образовательном процессе технологий дистанционного обучения, что  позволяет образовательным учреждениям существенно изменять организацию учебного процесса, реализуя дифференцированный подход к учащимся. Организация учебного процесса в среде открытого образования не создает условий необходимости и принуждения для учащихся – они самостоятельно формируют свою индивидуальную образовательную траекторию, что, в свою очередь, дает им возможность осознания себя полноправными участниками образовательного процесса. Знания, получаемые в процессе обучения, должны иметь определенный смысл в жизни учащихся, стать их личностно востребованными, для чего необходимо предоставить возможность свободного исследования в образовательной среде, где есть необходимые учебные материалы и инструментарий, где есть педагоги и тьюторы, где есть открытый и  свободный доступ к образовательным ресурсам в едином информационном пространстве. Использование информационных технологий при создании подобной образовательной среды представляет из себя новую форму организации разноуровневого обучения, направленную на повышение роли самостоятельной работы учащихся и удельного веса такой работы в классно-урочной системе.

Технологии дистанционного образования (ДО), наиболее полно отвечающие  вышеперечисленным требованиям и являются составным элементом информационной открытой образовательной среды, становятся одной из самых быстро развивающихся технологий массового получения образования благодаря способности наиболее гибко и адекватно реагировать на потребности учащихся.

В настоящее время образовательные учреждения  реализуют разнообразные модели системы дистанционного обучения, позволяющие учащимся осваивать образовательные программы в разных формах: в форме экстерната, семейного обучения, а также в системе дополнительного образования. Так, Некоммерческое партнерство «Телешкола», являясь общеобразовательным учреждением (Лицензия на образовательную деятельность  Серия А № 102341 выдана Департаментом образования г. Москвы 02 июля 2003 года) организует и обеспечивает образовательный процесс учащихся 10-11 классов с использованием дистанционных образовательных технологий (ФЗ «Закон об образовании ст. 32, п.2.5)  на базе образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение.ru», являющейся составным элементом единого учебно-методического комплекта для 10-11 классов ФГУП «Издательство «Просвещение». Платформа работает в многопользовательском режиме и фиксирует работу каждого пользователя, позволяя преподавателю отслеживать результаты выполнения заданий каждым учеником. Наглядная форма представления результатов дает возможность легко оценивать и сравнивать их, определять «слабые места» каждого ученика и виртуального класса в целом, тем самым, оптимизируя дальнейшую работу.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ИНТЕРНЕТ-ШКОЛЫ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ИНТЕРНЕТ-ШКОЛЫ В КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЕ

 

В целях удовлетворения образовательных потребностей учащихся использование ресурса Интернет-школы позволит администрации общеобразовательных учреждений (ОУ) организовать учебный процесс на основе индивидуализации учебной деятельности учащихся, в том числе:

-                          использовать смешанные формы освоения образовательных программ (очную, очно-заочную, заочную, а также самообразования и экстерната);

-                          составить учебный план школы с учетом индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося;

-                          построить индивидуальные учебные планы (ИУП) учащихся с учетом их образовательных потребностей;

-                          ввести модели профильного обучения на основе использования ИУП учащихся;

-                          организовать экстернат на базе ОУ;

-                          организовать систему дополнительного образования в ОУ;

-                          построить систему консультационных занятий для учащихся, в том числе с ослабленным здоровьем;

-                          организовать проектную деятельность учащихся с использованием современных мультимедийных технологий;

-                          организовать мониторинг учебных достижений учащихся, используя электронный журнал;

-                          организовать переподготовку педкадров, направленную на расширение использования новых педагогических технологий  в учебном процессе;

-                          компенсировать дефицит педагогических кадров.

При организации учебного процесса в классно-урочной системе учителя могут использовать образовательный ресурс Интернет-школы по следующим направлениям:

1.                             полностью используя содержание интернет-уроков при проведении уроков разного типа (урок - изучение нового материала, урок - закрепление материала, урок – отработка изученного материала, обощающе-повторительный урок – проверка сформированных навыков и т.д.). При этом можно использовать результаты оценивания учебных достижений учащихся, полученных в автоматическом режиме за интернет-урок и переносить их из электронного журнала в классный, можно организовать последующий контроль в очном режиме;

2.                             частично используя содержание интернет-уроков в зависимости от потребностей учителя в дополнительном учебном материале: теоретический материал, базу тестовых заданий, упражнения тренажер, лабораторный практикум удаленного доступа);

3.                             подготовка учащихся к промежуточной и итоговой аттестации, в том числе к сдаче ЕГЭ (в каждом интернете-уроке существует рубрика «Готовимся к ЕГЭ»);

4.                             организация консультационных занятий для детей  ослабленным здоровьем;

5.                             организация дополнительных занятий с неуспевающими;

6.                             организация проектной деятельности учащихся.

Наряду с этим, учителям-предметникам в целях повышения квалификации предлагается к изучению учебный модуль «Дистанционные образовательные технологии и их использование в учебном процессе».

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ ПРИ ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНОКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

 

Сегодня, когда полным ходом  идет разработка нормативной базы профильного обучения в школах Российской Федерации, когда сетевое обучение и взаимозачеты становятся реальностью, дистанционные формы обучения приобретают еще большую значимость. Уже сегодня многие ребята хотят, как они говорят «сбросить» часть непрофильных предметов с тем, чтобы основное время уделить изучению тех, по которым они собираются продолжить свое обучение в дальнейшем на этапе  профессионального образования. Чтобы удовлетворить такие просьбы учеников,  необходимо организовать учебный процесс  общеобразовательном учреждении (ОУ) с использованием смешанных форм обучения: очной и  в форме экстерната, что не противоречит Закону «Об образовании», ст.10.  В этом случае Интернет-школа выступает в качестве общеобразовательного учреждения, кооперированного с ОУ, и ученику предоставляется возможность самостоятельного освоения учебных непрофильных курсов (как правило, это - 2-3 предмета, например, для гуманитарного профиля – физика, химия и т.п.) по материалам уроков Интернет-школы с получением итоговой оценки и последующей сдачей экзамена за весь курс школьной экзаменационной комиссии ОУ. В случае, когда в ОУ испытывает недостаток в разработанных профильных курсах, направленных на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, Интернет-школа может быть использована в качестве ресурсного центра, предоставляя возможность учащимся изучать ряд предметов на углубленном уровне.

 

ШКОЛА-ЭКСТЕРНАТ

 

После зачисления в Интернет-школу учащийся получает права доступа к образовательному ресурсу школы. Он может познакомиться с теоретическими аспектами изучаемого материала, комментариями учителя, выполнить различные упражнения на отработку тех или иных навыков, пройти контроль (тестирование) и получить результат (система сразу выставляет балл и в случае необходимости выдает подсказку), подготовиться к сдаче ЕГЭ. Все результаты хранятся в персональном архиве учащегося. При  необходимости учащийся может получить консультацию по предмету. Расписание консультаций в режиме он-лайн всегда доступно для учащегося, более того может быть назначена индивидуальная консультация. Для группы учащихся проводятся открытые уроки-семинары. Творческие работы (сочинения, эссе, проекты и т.п.), а также контрольные работы хранятся в индивидуальных файлах.

Весь учебный процесс сопровождается сетевыми учителями, осуществляющими проверку домашнего задания, дающими комментарии по результатам текущего контроля знаний, назначающими и проводящими консультации и т.п.

Тьютор осуществляет координацию учебного процесса группы.

Обмен информацией как среди учащихся группы, так с учителями, тьюторами, представителями администрации происходит посредством форумов и электронной почты.

Учащимся, окончившим школу-экстернат, выдается аттестат о получении среднего (полного) общего образования.

Итоговая аттестация проводится в базовом общеобразовательном учреждении региона.

 

В настоящее время в Интернет-школе «Просвещение. ru» обучаются дети из разных регионов  нашей страны. Это и Чита, и далекий башкирский  поселок Раевский, и ребята из города Тольятти, а также из Москвы, Минска, Нарвы, и многих других больших и малых городов нашей страны и ближнего зарубежья. Ресурс Интернет-школы позволяет обеспечить самый широкий спектр образовательных потребностей учащихся. Интересно то, что в Интернет-школе «Просвещение. ru» учатся и учителя, по словам которых учебный материал, представленный в уроках, крайне интересен и полезен для использования в их педагогической деятельности.

Некоторые наши ученики учатся у себя дома, некоторые в своих школах, некоторые в образовательных центрах своих регионов. В основном,  это ребята, которые посещают свои родные школы, вовсе не хотят их покидать,  а только нуждаются в чем-то особенном, индивидуальном, что традиционная школа обеспечит пока не в состоянии. И вот именно об этом хочется поговорить особо с коллегами-директорами, которым на своих плечах приходится переносить все перипетии бесконечно реформируемого и модернизируемого российского образования.

Что же продемонстрировал очередной экспериментальный год?

Во-первых, очевидным стало, что учащихся, которые по каким-либо причинам не могут посещать школу в обычном режиме, достаточно много. Одни из них находятся в тяжелом конфликте с преподавателями, другие с соучениками, словом, психологический фактор в таком возрасте оказывается отнюдь не последним. К тому же, среди ребят, несмотря на их, по старым временам,  совсем еще отроческий возраст много тех, которые уже профессионально определились и основную часть времени уделяют реальной работе в избранном направлении: это и будущие актеры, и спортсмены, и художники. У них, как правило, «рваный» график жизни: то съемки, то соревнования, то выставки, и они просто не могут посещать не только обычные школы, но даже очные школы-экстернаты. Как оказалось, для них наш ресурс просто неоценим. А уж о детях с хроническими заболеваниями и детях-инвалидах  говорить вовсе не приходится – тут без дистанционных форм обучения совсем не обойтись.

 Во-вторых, оказалось, что значительное количество детей сами захотели ликвидировать пробелы в своих знаниях и, тем самым, улучшить свою школьную успеваемость. И надо сказать, что большинству из них это сделать удалось. Механизм такого взаимодействия между нашей школой и другими образовательными учреждениями был простым. Учителя по разным предметам, познакомившись с материалами уроков, тестовых заданий и других контролирующих форм, предложенных в наших учебных  материалах,  убеждаются в том, что содержание уроков весьма полное и объемное, а получаемая оценка фиксирует все аспекты приобретенных учащимся умений и навыков. Тогда учителя предлагают своим ученикам освоить недостаточно проработанные прежде темы и разделы учебной программы с использованием ресурса Интернет-школы, а полученную ими отметку, зафиксированную в электронном журнале, переносит в классный. Таким образом, была ликвидирована неуспешность многих наших учащихся. Особенно радовались те, кому удавалось повлиять таким образом на итоговую оценку за полугодие или год, а, согласитесь, для старшеклассников это немаловажно. Практика показала, что такое взаимодействие тем эффективней, чем больше учителя являются приверженцами идей открытого образования.

В-третьих, особой заботы требуют учащиеся, проявляющие устойчивое желание и способности изучать некоторые дисциплины на повышенном уровне. Не секрет, что не всегда школа может такое желание удовлетворить по причине отсутствия в штате соответствующего преподавателя. И тут наш образовательный ресурс оказался полезным как самим ученикам, так и руководителям образовательных учреждений. Директора школ рекомендовали учителям-предметникам использовать материалы Интернет-уроков в своей педагогической практике,  и оказалось, что учителей заинтересовало не только глубокое содержание, но и характер и разнообразие тестовых заданий, особенно тех, которые предназначены для подготовки учащихся к ЕГЭ. А они есть в каждом предмете и каждом уроке. Это оказалось очень удобно и полезно учителям для использования в текущей профессиональной деятельности, тем более что уроки снабжены богатым иллюстративным и архивным материалами, и по ним учащиеся могли не только писать рефераты, но и выполнять проекты.

Наши сетевые учителя, которые одновременно являются ведущими педагогами школ Москвы, отмечают, что уровень освоения учебного материала в образовательном пространстве Интернет-школы «Просвещение. ru», практически не отличается от его изучения в очном режиме. Тут во много результат зависит от сформированности у учащихся навыка самоорганизации, который сам по себе сегодня крайне важен для достижения ими успешности на рынке образовательных услуг и рынке труда.

Но особенно вселяют уверенность и придают смысл нашей дальнейшей работе отзывы учителей общеобразовательных школ о совместной деятельности с Интернет-школой «Просвещение.ru». Говоря о сотрудничестве с  нами, заместитель директора московской школы №497, руководитель информационного центра  Ольга Федоровна Моисеева, отметила, что в процессе работы, она испытала истинное удовлетворение и даже восхищение детьми, умеющими учиться самостоятельно, и, что новое образовательное Интернет-пространство как нельзя лучше способствует развитию у них этого навыка.

Нам, сотрудникам Интернет-школы «Просвещение.ru» хочется верить в то, что сегодня большинство педагогов нашей страны осознает, что будущее за открытым образованием, и что именно оно создает предпосылки и возможности реализации идеи «образование через всю жизнь». Потому мы, завершая нынешний учебный год и вступая в новый, испытываем воодушевление и надежды на успех в освоении нового российского образовательного пространства.

 

Hosted by uCoz