«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

 КАК ДИСЦИПЛИНА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

 

Горлушкина Н. Н., Потеев М. И.

(Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, nagor@spb.runnet.ru)

 

Дисциплина “Введение в специальность” не входит в число дисциплин федерального компонента образовательной программы специальности “Информационные технологии в образовании”. В Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) она включена в учебный план подготовки инженеров этой специальности в качестве дисциплины специализации. Представим ее содержание и отметим некоторые подходы к методике ее преподавания, реализуемые кафедрой технологий профессионального обучения (ТПО).

Согласно Государственному образовательному стандарту специальности “Информационные технологии в образовании” учебный план подготовки состоит из  четырех основных разделов:

-         общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (занимающий около 20 % учебного времени),

-         общие математические и естественнонаучные дисциплины (20 %),

-         общие профессиональные дисциплины (30 %),

-         специальные дисциплины (30 %).

Каждый из первых трех разделов складывается, в свою очередь, из трех подразделов федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом.

В частности, федеральный компонент раздела “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” включает такие дисциплины, как иностранный язык, физическая культура, философия, отечественная история, культурологи, социология, экономика.

Вузовский компонент этого раздела в СПбГУ ИТМО содержит дисциплины: правоведение, основы логической культуры, основы этикета. Их дополняют дисциплины по выбору: философские проблемы культуры и цивилизации или иностранный язык (дополнительные разделы).

Федеральный компонент раздела “Общие математические и естественнонаучные дисциплины” включает дисциплины: математика, информатика, физика, химия, экология. К числу математических дисциплин федерального компонента отнесены: алгебра и геометрия; математический анализ; дискретная математика; математическая логика и теория алгоритмов; вычислительная математика; теория вероятностей; математическая статистика и случайные процессы. Региональный (вузовский) компонент этого раздела в СПбГУ ИТМО представлен дополнительными главами математики и физики.

Федеральный компонент раздела “Общепрофессионые дисциплины” включает дисциплины: электротехника и электроника; метрология, стандартизация и сертификация; безопасность жизнедеятельности; информационные технологии; теория информационных процессов и систем; интеллектуальные информационные системы; информационные сети; информационная безопасность и защита информации; моделирование систем, архитектура ЭВМ и систем; операционные системы; технология программирования; компьютерная геометрия и графика банки и базы данных.

Вузовский компонент раздела “Общепрофессионые дисциплины” представлен в СПбГУ ИТМО дисциплиной “Объектно-ориентированное программирование”, а в качестве дисциплин по выбору студента выступают: тренинг общения, технология программирования (дополнительные разделы), общая психология.

Раздел “Специальные дисциплины” складывается из трех подразделов: собственно специальных дисциплин и дисциплин специализации. Первый из них согласно государственному образовательному стандарту включает дисциплины: информационные системы в управлении учебным процессом; мультимедиа технологии в образовании; дистанционные технологии в образовании; мировые информационные образовательные ресурсы; психолого-педагогические основы проектирования информационных систем в образовании; проектирование информационных систем в образовании.

Содержание второго подраздела специальных дисциплин зависит от специализации подготовки. В СПбГУ ИТМО по специальности “Информационные технологии в образовании” ведется подготовка инженеров с двумя специализациями:

а) управление проектами в информационных образовательных системах;

б) аппаратно-программные комплексы образовательных систем.

Первую специализацию реализует кафедра технологий профессионального обучения, вторую – кафедра компьютерных образовательных технологий.

Общими для обеих специализаций являются дисциплины: введение в специальность, web-программирование; иностранный язык (дополнительные разделы), информационное право, научно-исследовательская работа. Кроме них в рассматриваемый блок входят:

по первой специализации - педагогические программные средства; информационный менеджмент; охрана интеллектуальной собственности; общая психология; педагогические технологии;

по второй специализации - программно-аппаратные комплексы в образовательных системах; основы построения аппаратного обеспечения образовательных систем; специализированные базы данных и среды для образования; информационный интерфейс в образовательных системах; нормативно-организационное обеспечение дистанционного образования.

Образовательная программа специальности “Информационные технологии в образовании” предусматривает прохождение студентами трех практик: в восьмом, десятом и одиннадцатом семестрах продолжительностью от четырех до шести недель. Условно эти практики можно обозначить как производственную, технологическую и преддипломную.

Общая продолжительность обучения по рассматриваемой специальности составляет в СПбГУ ИТМО пять с половиной лет. Итоговая государственная аттестация  включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. Она проводится в конце одиннадцатого семестра в течение четырех недель.

Цель изучения дисциплины “Введение в специальность” состоит в ознакомлении с основным содержанием образовательной программы специальности и перспективами трудоустройства по окончании обучения. Изучение дисциплины направлено на решение следующих основных задач:

-         ознакомление с образовательной программой специальности;

-         ознакомление с информационными технологиями и их классификацией;

-         ознакомление с основными понятиями, связанными с образованием и обучением;

-         ознакомление с технологическим подходом к обучению, бескомпьютерными и  компьютерными технологиями предъявления информации технологии предъявления информации;

-         ознакомление с тестирование знаний и порядком разработки тестов;

-         ознакомление с принципами дистанционного обучения и открытого образования;

-         ознакомление с проектированием и сопровождением информационных образовательных ресурсов.

Как известно, выпускнику высшего учебного заведения, освоившему образовательную программу “Информационные технологии в образовании”, присваивается квалификация “инженер”. Примерами должностей при трудоустройстве выпускников, получивших образование по этой специальности, являются:

-         разработчик компьютерных обучающих программ, электронных учебников;

-         сотрудник центра независимого тестирования знаний;

-         проектировщик комплексов технических средств обучения;

-         специалист по внедрению новых информационных технологий обучения;

-         специалист по макетированию  учебной литературы в издательствах или издающих организациях;

-         консультант по продаже и внедрению компьютерных систем.

Следовательно, инженер специальности "Информационные технологии в образовании", должен уметь проектировать, разрабатывать,  внедрять, сопровождать средства обучения, реализующие информационные технологии. Это определило содержание разделов дисциплины “Введение в специальность”. Оно включает в себя следующие дидактические единицы.

Введение. Образовательная программа специальности. Понятие о специальностях и квалификациях. Государственный образовательный стандарт и образовательная программа. Содержание подготовки инженера - специалиста в области разработки информационных технологий и их использования в образовании

Информационные технологии и их классификация. Понятия технологии и информационных технологий. Классификация информационных технологий по области применения и по использованию в них компьютеров. Применение информационных технологий для предъявления учебной информации и для контроля знаний.

Образование и обучение: основные понятия. Образование, обучение, учение и преподавание. Цели обучения. Методы, средства, формы и приемы обучения. Методика. Дидактика. Педагогика и ее основные принципы. Унифицированная модель обучения.

Технологический подход к обучению. Особенности организации обучения при технологическом подходе. Диагностичность целей обучения. Способы контроля достижения целей обучения. Понятие о технологическом обеспечении учебного процесса и его технологической подготовке.

Бескомпьютерные технологии предъявления информации. Учебно-издательское, оптотехническое, электроннотехническое и диагностическое обеспечение учебного процесса.

Компьютерные технологии предъявления информации. Понятие о компьютерных обучающих системах и компьютерных обучающих программах. Примеры. Использование гипертекста и мультимедиа. Электронные учебники.

Тестирование знаний. Дидактические тесты и их использование для контроля знаний. Компьютерные тестирующие программы. Электронные учебно-методические комплексы

Компьютерные сети. Виды сетей: локальная, корпоративная, региональная, глобальная. Интернет и ее основные ресурсы.

Дистанционное обучение. Принципы и технологии. Ресурсы систем дистанционного обучения российских вузов. Ресурсы Центра дистанционного обучения СПбГУ ИТМО.

Открытое образование. Принципы организации. Сравнительные характеристики открытого образования с традиционными формами обучения. Болонский процесс как один из вариантов создания системы открытого образования.

Проектирование и сопровождение информационных образовательных ресурсов. Понятие проекта. Основные стадии проектирования. Примеры проектирования информационных образовательных ресурсов. Профессиональное консультирование по разработке и применению информационных образовательных ресурсов. Управление образовательными проектами.

В результате изучения дисциплины студенты должны иметь представление:

-         о современных методах и средствах разработки информационных образовательных ресурсов;

-         о перспективах развития информационных технологий и их использования в образовании;

-         о методах анализа информационных процессов в образовании и принятия решений по разработке информационных образовательных ресурсов;

-         о бескомпьютерных и компьютерных средства информационных технологий, используемые для предъявления учебной информации и диагностики успешности обучения;

-         о проектировании информационных систем, используемых в образовании.

Дисциплина преподается в первом семестре. На нее отводится 54 часа, из них на аудиторные занятия - 18 часов. Дисциплина проводится выпускающей кафедрой в форме лекций-бесед. Одно из занятий проводится в форме вопросов и ответов.

Студентов, изучающих дисциплину “Введение в специальность”, важно сориентировать относительно путей получения дополнительной информации. Для этого можно и нужно указывать соответствующие литературные источники. Например, к ним относятся работы [1, 2, 3].

Для учебно-методического обеспечения дисциплины написано и издано учебное пособие [4]. В пособии рассматриваются информационные технологии и их классификация. Дается понятие о процессе и технологии обучения. Излагаются вопросы, связанные с применением в обучении бескомпьютерных и компьютерных информационных технологий, в частности для предъявления учебной информации и тестирования знаний. Кратко описываются  компьютерные сети. Вводится понятие  дистанционного обучения, и рассматриваются его основные характеристики. Отмечаются перспективы развития открытого образования. Затрагиваются вопросы проектирования информационных систем, используемых  в образовании.

В приложениях к пособию даются тесты (для примера и самоконтроля), приводится список рекомендуемой литературы. Одно из них содержит аннотированный указатель адресов в Интернете, связанных с использованием в сфере образования информационных технологий. Имеется указатель иностранных слов и предметный указатель.

Изучение дисциплины заканчивается контролем в форме зачета. Для успешного и своевременного получения зачета студент в течение семестра должен выполнить шесть тестов и представить реферат на заданную тему.

Для знакомства с информационной средой университета предусматриваются ознакомительные занятия в различных подразделениях вуза.

В Университете имеется развитый доступ к российским и международным информационным сетям, все кафедры имеют выход в Интернет. При реализации рассматриваемой профессионально-образовательной программы используются ресурсы компьютерных классов Центра дистанционного обучения Университета, компьютерного класса библиотеки Университета и Межкафедрального компьютерного класса естественнонаучного факультета. Все компьютеры этих классов включены в Интернет. По всем циклам дисциплин имеется программно-информационное обеспечение, разработанное кафедрами, в том числе электронные учебники, тестирующие программы и другие современные педагогические программные средства.

Студентов специальности “Информационные технологии в образовании” целесообразно уже на первом кусе знакомить с соответствующими ресурсами Интернет. Речь идет о ресурсах, связанных с образованием и применением в учебном процессе компьютерных технологий. Приведем примеры таких  ресурсов.

Для изучающих дисциплину “Введение в профессионально-педагогическую специальность” представляет интерес прежде всего федеральный портал “Российское образование”(http://www.edu.ru). На нем содержится информация об учреждения системы образования России, представлены государственные образовательные стандарты, нормативные документы, законы, связанные с функционированием системы образования, зарубежные программы и фонды, предстоящие  конференции, семинары, выставки.

Весьма полезная информация представлена на  сайте Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций (ГосНИИ ИТТ "Информика") (http://informika.ru).  Она включает в себя информацию о Министерстве образования и науки Российской Федерации, основные документы, регламентирующие деятельность высшей школы России, а также государственные образовательные стандарты специальностей и направлений подготовки выпускников вузов. В электронном справочнике “Высшие учебные заведения Российской Федерации” собраны сведения о государственных и негосударственных вузах: основные характеристики, специальности и направления подготовки выпускников, тематика научных исследований, международные связи.

В разделе “Информационные технологии” имеются подразделы:

-         создание интегрированной автоматизированной информационной системы сферы образования,

-         cертификация средств информационных технологий,

-         распределенная система поиска свободно распространяемых программных продуктов для науки и образования,

-         высокопроизводительные вычисления и среды,

-         центр открытых систем,

-         Интернет-технологии,

-         языки программирования,

-         программные средства и системы,

-         инструментальные средства компьютеризации инженерных знаний,

-         центры обучения информационным технологиям.

В разделе “Обучающие ресурсы” собрана информация  о компьютерных учебниках, компьютерных обучающих системах, компьютерных программах для системы образования и технологиях их разработки. В разделе “Дистанционное обучение” содержится информация по организации дистанционного обучения в России и за рубежом.

Адрес http://www.openet.ru принадлежит  порталу Российского государственного института открытого образования (Москва). Его основной задачей является обеспечение национального доступа к образовательным ресурсам путем использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения. Институт имеет ряд региональных виртуальных представительств. Одно из них функционирует на базе СПбГУ ИТМО.

Представляет интерес портал Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (http://www.msu.ru). На нем содержится информация об университете в целом, его факультетах, кафедрах и других подразделениях, текущая информация и многое другое.

В разделе "Дистанционное обучение" представлены ссылки на сайты факультетов университета. На них можно ознакомиться с электронными учебниками, дидактическими тестами курсами лекций, комплектами задач, практикумами, программами учебных дисциплин и т. п. Имеются аннотированные ссылки на университетские и российские ресурсы дистанционного обучения.

Сайт Центра новых информационных технологий МГУ им. М. В. Ломоносова имеет адрес http://www.cnit.msu.ru/. На сайте содержится информация о банке компьютерных учебников университета, результатах научных исследований в области компьютерных технологий и методического обеспечения дистанционного образования,  электронный журнал "Информационные технологии в образовании".

Портал Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики имеет

 адрес http://www.ifmo.ru. На нем содержится информация об университете в целом, его факультетах, кафедрах и других подразделениях. Имеются виртуальный музей истории создания и развития университета, галерея портретов выдающихся ученых, работавших в нем. Каждый из портретов сопровождается краткой биографической справкой. На портале можно найти сведения о выпускниках университета; электронное воспроизведение монографии “ИТМО: годы и люди”; электронную версию газеты “Университет ИТМО”; текущую информацию и многое другое.

Одной из составляющих портала СПбГУ ИТМО является сайт Центра дистанционного обучения имеет адрес http://de.ifmo.ru. На нем содержится информация по организации Центра, документы и технические руководства для разработчиков электронных учебников, дидактических тестов, аттестационных заданий, учебно-методических комплексов. Приведены описания учебных ресурсов Центра. Среди них по рассматриваемой специальности имеется более 20 электронных курсов, в том числе: Дискретная математика. Информатика. Математика. Математическая физика. Метрология, стандартизация и сертификация. Моделирование и анализ данных. Программирование Pascal. Программирование С++. Психология и педагогика. Психология профессионального образования. Теория информации и передачи сигналов. Физика. Философия и история образования. Химия. Экология.

Все это активно используется в учебном процессе по рассматриваемой специальности.

 

1. Брукшир Д. Г. Введение в компьютерные науки. Общий обзор: Пер. с англ. – 6-е изд.- М., 2001. - 688 с.

2. Воловник А. А. Знакомьтесь, информационные технологии. - СПб., 2002. - 352 с.

3. Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. – М., 1988. – 303 с.

4. Потеев М. И. Информационные технологии в образовании: Введение в специальность: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. – 196 с. (Рекомендовано УМО вузов России по университетскому политехническому образованию)



Hosted by uCoz