ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СРЕДЫ
ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ LINUX
В.В. Курейчик, Е.В. Нужнов
(Таганрогский
государственный радиотехнический университет)
Данная тема заслуживает
всестороннего обсуждения, поскольку:
·
операционная система (ОС) Linux является сегодня главным
действующим представителем популярного семейства ОС UNIX, имеющего непререкаемый авторитет пользователей, благодаря своей
надежности и устойчивости, защищенности, функциональности, открытости,
доступности, выраженной сетевой
направленности и многим другим свойствам;
·
в то же время Linux, как и UNIX в целом, не имеет той распространенности и в том числе в высших учебных
заведениях, которой заслуживает ОС с подобными свойствами. Более того, в таких
областях и учебных специальностях как «Системы автоматизированного
проектирования» и «Информационные технологии в образовании» необходимость
использования именно таких ОС доказывать не нужно.
Сдерживающими факторами широкого
внедрения Linux являются, на наш взгляд,
следующие принципиальные свойства этой ОС:
·
необходимость для качественного использования системы достаточно высокого
уровня общей, компьютерной и сетевой, а также программистской (C/C++) подготовки пользователей.
Организацию и особенности системы надо знать, ресурсами ее среды надо уметь
управлять;
·
должное внимание средствам графического интерфейса и
возможности постоянной работы в более удобной и естественной графической среде для
всех и каждого, в том числе – неквалифицированного пользователя разработчики ОС
Linux стали уделять лишь в последнее время, что было
долгое время традиционно для семейств ОС UNIX и Novell NetWare, зачастую отталкивая многих потенциальных пользователей;
·
армия компаний-разработчиков приложений для среды Linux, и в первую очередь, офисных и мультимедиа, вследствие экспансии
корпорации Microsoft явно уступает последней;
·
среда Linux по тем же причинам слабее
освещается в печатных и даже электронных публикациях, несмотря на то, что Internet является традиционной средой «обитания» UNIX-сообщества.
На кафедре систем
автоматизированного проектирования (САПР) ТРТУ ОС Linux используется в учебном процессе уже несколько лет, в результате чего
накоплен определенный опыт использования различных версий системы, графических
сред и оконных менеджеров, командного языка и утилит, а также обслуживания
кафедрального Linux-сервера.
Кафедра САПР осуществляет
подготовку специалистов по трем специальностям высшего
профессионального образования:
·
220300 – «Системы автоматизированного проектирования» (направление 552800/654600
– «Информатика и вычислительная техника»);
·
073700 – «Информационные технологии в образовании» (направление 654700 –
«Информационные системы»);
·
030100 – «Информатика» (направление 030000 – «Педагогические
специальности»).
Архитектура аппаратного комплекса
кафедры представлена на рис.1. Кафедральный сервер функционирует под
управлением ОС Red Hat Linux. Число компьютеров в классе ni
= 8÷16. Ежегодно приобретается до 8 компьютеров.
Рис.1
Активными сетевыми устройствами
локальной подсети кафедры являются коммутаторы и концентраторы с числом портов
16÷24, технология Ethernet 10/100 Мбит/c, кабель – витая пара. Кафедральная подсеть входит в
состав общеуниверситетской локальной сети ТРТУ.
В результате анализа возможностей
современных ОС и протяженности их жизненного цикла был выбран вариант
использования в учебном процессе сред двух популярных ОС – Microsoft Windows XP и Linux (с последующими версиями). Кроме выбранных, заслуживают внимания еще две
ОС:
·
MacOS для платформы Apple Macintosh c признанным лучшим графическим
интерфейсом пользователя, так и не получившая распространения в вузах страны,
хотя и идеально подходящая для использования в учебном процессе;
·
OS/2 4.* Merlin корпорации IBM – незаслуженно прекращенная
прекрасная разработка, имеющая удобные средства для изучения свойств
многозадачной и многопоточной среды пользователем, поддерживавшая перспективные
информационные и сетевые технологии, средства речевого ввода, распознавания
рукописного ввода и т.п.
Среда ОС Linux для отмеченных учебных специальностей используется при изучении
операционных систем, сетей ЭВМ и телекоммуникаций, перспективных информационных
технологий и сред и других, для которых можно найти программное обеспечение
поддержки учебного процесса. Для использования среды Linux применяются две возможности:
·
запуск программ-клиентов Linux-сервера на рабочих станциях;
·
создание среды двойной загрузки ОС Windows XP или Linux ASP Linux 3.5?.
Рассмотрим применение среды ОС Linux в федеральной учебной дисциплине учебных планов
отмеченных специальностей «Операционные системы» (для специальности 030100
данная дисциплина является частью 1 дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ»).
В дисциплине «Операционные
системы» изучаются:
·
режимы работы, функции, классификация, принципы построения, требования и
тенденции развития ОС на современном этапе;
·
концептуальные основы ОС: ресурс, процесс, поток, подсистемы, средства, интерфейсы, концепции
прерывания и виртуализации;
·
дисциплины распределения ресурсов, используемые в ОС, а также средства
взаимодействия пользователя с компьютером;
·
классическая архитектура ОС и архитектура на основе микроядра;
·
планирование процессов и потоков, диспетчеризация потоков, прерываний и
системных вызовов;
·
синхронизация процессов и потоков;
·
различные алгоритмы распределения памяти (страничное, сегментное,
сегментно-страничное);
·
проблемы аппаратной зависимости и переносимости ОС, а также совместимости
различных ОС и реализации множественных прикладных программных сред.
Лабораторный практикум включает два комплекса лабораторных работ:
1.
Освоение среды ОС Microsoft Windows XP (интерфейс, средства и
подсистемы; утилиты; командный язык; настройка и оптимизация среды;
многозадачность и многопоточность в среде ОС Windows XP).
2. Освоение среды ОС Linux (графические среды и оконные менеджеры; популярные команды Linux и системная оболочка BASH; утилиты и средства командного языка Linux).
Осваивая среду Linux,
студенты учатся устанавливать, настраивать и сравнивать различные оконные
менеджеры, выполняют общие и индивидуальные задания различной сложности с
использованием многочисленных возможностей и конструкций командного языка
В дисциплине «Сети ЭВМ и
телекоммуникации» (для специальности 073700 – «Информационные сети») студенты
выполняют лабораторную работу «Cетевые средства ОС Windows XP и Linux, где учатся выполнять сетевую
настройку станции в том числе и в среде ОС Linux, причем для внутренней сети – локальной и внешней – Internet.
Таким образом, после изучения
двух последних дисциплин с учетом изучения на первом курсе обучения основ программирования на языках C/C++ студенты становятся готовыми к
восприятию среды ОС Linux в своей повседневной работе –
при освоении различного прикладного программного обеспечения своей будущей
специальности. Например, при изучении дисциплины «Эволюционное моделирование и
генетические алгоритмы» может использоваться инструментальная система CLIPS для среды ОС Linux, а в дисциплине «Прикладные интеллектуальные системы» – оболочка экспертной
системы G2.
Развивая направление, связанное с
использованием среды ОС Linux и соответствующих программных
продуктов в учебном процессе, кафедра САПР планирует выделить под эту среду два
учебных класса.
В начале 2005 года кафедра
получит программное обеспечение поддержки процессов автоматизированного
проектирования от компании Cadence:
·
PCB Studio Package – для 30 компьютеров, среда ОС Windows XP. Пакет предназначен для
поддержки цикла автоматизированного проектирования печатных плат на основе
известной САПР ORCAD;
·
Combined IC Package (включает ASIC Front End – подсистему проектирования
трактов данных) и Systems Package – для 30 компьютеров, среда ОС Linux. Интегрированный пакет предназначен для поддержки цикла
автоматизированного схемотехнического и конструкторского проектирования больших
и сверхбольших интегральных схем и их элементов на основе ряда известных САПР Cadence Design Systems.
Наличие и эксплуатация второго
пакета потребует пересмотра многих вопросов поддержки
технологии взаимодействия клиентов и сервера, организации хранения и
сопровождения данных. При этом с учетом наличия на кафедре ряда компьютеров у
преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и в научной лаборатории
ресурсов единственного кафедрального сервера (рис.1) становится недостаточно.
Новая архитектура аппаратного
комплекса кафедры будет иметь вид (рис.2). Она допускает планомерное
независимое развитие каждой операционной среды и наращивание числа компьютеров
в классах.
Рис.2
Кроме упомянутых выше пакетов,
кафедра САПР планирует приобретение ряда пакетов компаний Mentor Graphics (IC Block и другие) и Synopsis (Design Compiler и другие), а также средств поддержки
языков VHDL и Verilog для среды ОС Linux.
Кафедра САПР видит содействие Центра компетенции LINUX IBM в помощи в приобретении:
·
высокопроизводительного аппаратного Linux-сервера с активным сетевым
оборудованием (коммутатором) для локальной сети Fast Ethernet 100 Мбит/c, способного обслуживать 30-40 клиентов (компьютеров);
·
программного обеспечения среды ОС Linux для поддержки
учебного процесса:
·
компьютерных учебников по освоению среды ОС Linux, офисных и других прикладных программных продуктов для данной среды;
·
инструментальных систем программирования на различных
современных и перспективных языках;
·
инструментальных систем разработки систем компьютерного обучения,
компьютерных учебников и других электронных образовательных ресурсов;
·
инструментальных систем поддержки создания продуктов мультимедиа
(редактирования и записи аудиовизуальной информации учебного назначения);
·
баз данных учебного назначения и систем управления ими.
Кафедра САПР ТРТУ на основе
накопленного опыта внедрения и освоения различных ОС имеет ряд предложений к
УМО, направленных на повышение эффективности внедрения ОС Linux в учебный процесс, консолидацию усилий отдельных вузов и
кафедр. В частности, УМО может взять на себя такие организационные функции как:
·
упорядочение, выработка рекомендаций и организация распространения удачных версий
ОС Linux (и обновлений к ним) для использования в учебном процессе
заинтересованных вузов;
·
отбор и организация хранения в Internet документов с
описаниями среды ОС Linux и ее составляющих для
использования в учебном процессе (оригинальная документация и статьи, RFC и их переводы);
·
организация разработки инструкций по освоению среды ОС Linux в учебном процессе;
·
организация разработки (по своим заданиям или планам) учебно-методической
литературы, связанной с использованием ОС Linux и программных продуктов для ее среды;
·
организация обмена опытом преподавателей, активно использующих ОС Linux в преподавании (лекции, лабораторные работы,
практические занятия);
·
организация и проведение регулярных курсов повышения квалификации
преподавателей и администраторов Linux-серверов.
Конечно, в реализации этих
предложений могут и должны участвовать все заинтересованные вузы и кафедры.