Электронный Университет WDU:

Управление проектами

В.А.Каймин, вице-президент WDU, проф., доктор наук (PhD)

А.В.Туркин, МВА, project-менеджер WDU, к.ф-м.н.

Техническое задание и бизнес-план - основа успеха проектов в сфере электронной коммерции и корпоративных систем

Электронный Университет WDU

Проект Электронного Университета WDU начался в 1999 году с регистрации в Москве, Астане, Петербурге, Алма-Ате, Атырау и Софии университета по подготовке докторов и магистров на базе отделений Международной академии информа­тизации.

Миссия Электронного Университета - подготовка магистров, менеджеров и разработчиков в сфере электронной коммерции и Интернет-технологий в соответствии с мировыми стандартами в области информационных технологий. http://wdu.da.ru

Основные программы магистерской подготовки - международные программы МВА “Управление Проектами” и “Электронная Коммерция”, а также программы “Интернет-Технологии” и “Корпоративные системы” на звание MCS - Master of Computer Science.

Развертывание Интернет-проектов

Процесс развертывания успешных Интернет-проектов проходит через классические бизнес-план, техническое задание, разработку программного обеспечения (ПО), опытную эксплуатацию, а затем итеративную модернизацию и оптимизацию корпративных инфор­ма­ционных систем.

Основу Интернет-проектов составляют сайты и базы данных, размещаемые на Web-серверах, а также офисные пакеты программ для ведения документооборота и ведения бухгалтерского учета с использованием баз данных со сведениями о заказах, покупателях и товарах на складах.

Разработка программного обеспечения может занять не один год и стоит многие тысячи долларов. Экономия и выигрыш во времени может быть достигнут арендой услуг провайдеров, предоставляющих в аренду программное обеспечение и услуги по под­дер­жке электронного магазина.

Управление проектами

Проект - уникальный комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и харак­теристикам ожидаемых результатов [ ISO / Организация международных стандартов ].

Интернет-проекты - проекты, связанные с созданием в сети Интернет сайтов, и информационных систем для информационного и/или коммерческого обслуживания их посетителей и пользователей.

Управление проектами включает планирование, организацию, мониторинги контроль всех аспектов проекта в ходе непрерывного процесса достижения его целей [ ISO / TR 10006 Руководство качеством при управлении проектами. 1997. ]

Электронная коммерция

Электронная коммерция - это продажа товаров и услуг по каталогам с оформлением заказов через Интернет. Общее число Интернет-магазинов, зареги­стрированных в российских каталогах, - более 2000.

Все электронные магазины, реально работающие сейчас, начинали с приобретения практи­ческого опыта электронной коммерции до создания бизнес-плана, основанного на практических марке­тинговых и технических данных.

Классический пример - электронный магазин Amazon.com, который был просчитан Джозефом Безосом при работе в Интернет-компании, где не смогли понять глубину предложенного им бизнес-плана продажи книг через Интернет.

Настоящая статья - это обобщение практического опыта развертывания и управления Интернет-проектами электронной коммерции, в которых участвовали авторы и слушатели Электронного Университета WDU.

Наши примеры - Интернет-магазин фирмы КРУГ [ 7 ], торгующий расходными материалов к компьютерам и электронный магазин Brax, продающий автомобильное аудио­­оборудованием через Интернет [ 10 ] .

Электронный магазин “КРУГ”

Проект магазина “КРУГ-Интернет” начинался в 1998 году с составления бизнес-плана на основе опыта организационной и практической работы по продаже расходных материалов к компьютерам и оргтехнике http://kroog.uw.ru

Миссия предприятия: качественные расходные материалы по Internet - в любую точку России по разумным ценам. Что получит Клиент? Региональный - возможность оперативного и простого заказа требуемого товара. Московский - экспресс-доставку и экономию нервов на телефоне.

Источник дохода Интернет-магазина - услуги: доставка, различные формы оплаты, справки, консультации, поиск в Интернет. Часть из них может быть бесплатными для Клиентов. Себестоимость информационных услуг применение Интернет позволяет суще­ственно снизить.

Главная проблема электронной коммерции с точки зрения маркетинга - организация рекламы и потока посетителей, которые могут стать потенциальными покупателями предлагаемых товаров и услуг.

Главная задача менеджмента электронного магазина - оформление заказов, орга­ни­зация платежей и доставки товаров покупателям, а также связанные с ними задачи финансового и управленческого учета.

Наиболее сложные проблемы электронных магазинов - это проблемы доставки и складирования товаров, формирование товарных запасов, а также получение кредитов и обеспечение финансовой устойчивости Интернет-торговли.

Электроный магазин “Brax”

Интернет-магазин “Brax - автозвук и мультимедиаявляется специализированным электронным магазином, отраслевое направление - эксклюзивная автомобильная hi-fi и high-end техника, автозвуковое оборудование.

Электронный магазин представляет одновременно отдел Интернет-торговли и подробный тематический каталог, оснащенный поисковой системой, разделом новостей и подразделами с необходимой для посетителя/покупателя сопроводительной докумен­тацией.

Удобству работы клиентов с Интернет-магазинов уделяется особое внимание, как с процессом оформления покупки, так и поиском нужной информации. Наиболее актуальный вопрос - доставка товаров, что связано с высоким ростом региональных покупателей.



Организация Интернет-торговли

Реальные проблемы торговли с использованием Интернет могут быть решены и уже суще­ствующими фирмами, кор­пора­циями и предприятиями на базе модернизи­рованных отделов сбыта или маркетинга, либо открытием отделов Интернет-торговли.

Убедительнейший пример - финансовый успех американского миллиардера Джозефа Безоса достигнут за счет открытия книжного Интернет-магазин в двух шагах от крупнейшего в Америке оптового склада книжной продукции.

Процесс развертывания успешных Интернет-проектов проходит через классические бизнес-план, техническое задание, разработку программного обеспечения (ПО) и опытную эксплуатацию.

Основу Интернет-магазинов составляют сайты, размещаемые на Web-серверах, и офисные программы для выписки документов и ведения бухгалтерского учета с использованием баз данных со сведениями о заказах, покупателях и товарах на складах.

Разработка программного обеспечения может занять не один год и стоит многие тысячи долларов. Экономия и выигрыш во времени может быть достигнут арендой услуг провайдеров, предоставляющих в аренду программное обеспечение и услуги по под­дер­жке электронного магазина.

Проект магазина “КРУГ”

Программное обеспечение Интернет-магазина состоит из двух частей: front-office и back-office. Дефолт 1998 года потребовал максимального снижения первоначальных затрат, в силу чего было принято решение об аренде программного обеспечения и Web-сервера.

Front-office - программный комплекс на Web-сервере, предоставляющий инфор­мацию Пользователям через их браузеры в Интернет, а Администратору - возможность обработки заказов и информационного наполнения сайта.

Back-office - обычная офисная программа для выписки документов и бухгал­терского учета. Разработка складской программы была выполнена своими силами, что позволило оперативно настраивать и перестраивать ее соответственно требованиям бизнеса и учета.

Жизненный цикл проектов

Анализ успешных проектов Итнернет-магазинов показывает, что для них харак­терна эволюционная модель жизненного цикла развития с поэтапной развертыванием сайтов и коммерческих бизнес-процессов от инициации до выхода на рентабельность.

Основные фазы - составление бизнес-планов и технических заданий, открытие сайта, маркетинговая компания, а затем несколько фаз оптимизации сайтов и бизнес-процессов, включая улучшение интерфейса с посетителями и обслуживания покупателей.

Опыт показывает, что в успешных проектах дизайн и содержание сайтов примерно один раз в год меняются кардинально вплоть до смены ОС и web-серверов с целью превратить посетителей сайтов в покупателей и сделать их постоянными покупателями.

Проект магазина “Brax”

Функционирование Интернет-магазина основано на клиент-серверных технологиях и серверных СУБД. Реализация электронного магазина Brax выполнялась на арендуемом Web-сервере с использованием языка web-программирования PHP и базы данных mySQL .

Этап создания первой версии Интернет-магазина занял 3 месяца (февраль-март 2003г.). Дизайн - строгий, с минимумом графических элементов. Оптимизация - минимизация времени SQL-запросов к базе данных.

В процессе эксплуатации добавились требования информативности и добавления информационно-справочного каталога информации. Интернет-магазин успешно функци­онирует с середины мая 2003 года.

Ведение рекламной компании

Потенциальные покупатели электронных магазинов - вся аудитория Интернета в России - более 10 миллионов человек. Общее число электронных магазинов в российском Интернет постоянно нарастает вместе с конкуренцией между ними.

Способы рекламы в Интернет весьма разнообразны - баннерная реклама, регистрация в каталогах, реклама в поисковых системах, партнерские ссылки и почтовые рассылки, которые при недобросовестности превращаются в спам.

Для успеха маркетинговой компании параллельно может проводиться обычная реклама в традиционных средствах массовой информации - газетах и журналах. Наиболее эффективна по охвату аудитории реклама в электронных СМИ.

Оптимизация работы с клиентами

Маркетинг электронного магазина начинается с сайта. Хорошо продуманные дизайн и содержание - ключ к успешной раскрутке электронного магазина, успешной рекламной компании и созданию успешного бизнеса.

Все мероприятия по проектированию и изменению сайта должны быть направлены на решение главной задачи - сделать посетителей сайта покупателями в магазине и удержать их в постоянных покупателях.

Этим целям служит оптимизация интерфейсов с покупателями при работе с каталогами и оформлении заказов - чем меньше действий требуется клиенту для поиска нужного товара и оформлению заказа, тем выше вероятность покупки.

Для “мгновенной покупки” - в 1 клик - во многих интернет-магазинах наиболее ходовые товары выставляются вместе с фотографиями на самую первую стартовую страницу, что и дает самый хороший рекламный и коммерческий эффект.

Бизнес-план магазина “Brax”

Ряд маркетинговых мероприятий был проведен одновременно с запуском Интернет-магазина в эксплуатацию и включал регистрацию в тематических каталогах сети Интернет, поисковых системах и публикацию рекламы в печатных изданиях.

Для удобства покупателей в настоящее время оказываются дополнительные послепродажные услуги, не связанные с работой Интернет-магазина (сотрудничество с сервисными центрами в целях сопровождения клиентов, совершивших покупки).

Точки безубыточности Интернет-магазин достиг в августе 2003 года, спустя 3 месяца после начала эксплуатации. Нужно отметить, что планируемый период выхода Интернет-магазина на уровень самоокупаемости составлял 6 месяцев.

Информационное наполнение

Многие сильные и слабые стороны Интернет-проектов выявляются опытным путем при обслуживании покупателей и посетителей сайтов. Основная задача опытной эксплуатации электронных магазинов - отработка технологии продаж через Интернет.

Удовлетворение информационных потребностей посетителей Интернет-магазинов (обычно - бесплатное) рассматривается маркетологами как одно из важнейших мерорпиятий по привлечению и удержанию клиентов.

Решение этой проблемы - создание разделов сайта с дополни­тельными и сопоста­вительными сведениями о предлагаемых товарах и услугах, их производителях, сервисе и гарантиях повышает доверие покупателей (и избавляет от излишних писем и звонков).

Электронный Университет WDU

Информационное наполнение Университета - это электронная библиотека с Интернет-учебниками по всем предметам магистерской подготовки в области электронной коммерции и Интернет-технологий в соответствии с мировыми стандартами. http://wdu.da.ru

Выпускные и курсовые работы слушателей Университета - это Интернет-проекты, размещаемые в открытом доступе на портале Narod.Ru. Выполнение проектов - основа для выдачи профессиональных сертификатов и основной результат очередного семестра обучения.

Прием зачетов и экзаменов, оформление документов и деловая переписка в Элек­тронном Университете проводится исключительно через Интернет. В результате чего сохра­няются протоколы всех зачетов и экзаменов, что не делается даже в обычных вузах.

Анализ рентабельности

Анализ рентабельности электронных магазинов ничем не отличается от анализа финансового состояния обычного торгового предприятия. Затраты подразделяются на постоянные и переменные, связанные с выполнением оплаченных заказов.

Постоянные затраты не зависят от объема реализации товаров/услуг. В элек­тронных магазинах к постоянным затратам относится: аренда помещений и об­ору­до­вания, расходы на рекламу, управленческие издержки и накладные расходы.

Доходы магазинов формируются из оплаты заказов, а прибыль из разницы розничных цен продажи товаров и оптовых цен поставщиков. Переменные затраты связаны с выполнением заказов - затраты на комплектацию и оплату доставки товаров.

Достижение рентабельности

Точка рентабельности, как известно, - это объем продаж товаров/услуг, при котором доходы от продаж полностью покрывают всю сумму постоянных и переменных затрат от деятельности торговой организации.

Для успешной работы электронного магазина необходимо иметь либо большие скидки от поставщика и малые затраты на логистику, либо иметь возможность дешевого привлечения потенциальных покупателей. Либо и то и другое вместе.

При этом желательны минимальные аренда помещений, оборудования и управленческие издержки. Что возможно только для Интернет-подразделений крупных торговых и промышленных предприятий.

Снижению затрат на стартовом этапе открытия служит внешний хостинг, совме­щенный с арендой программного обеспечения Интернет-магазина и аутсорсинг разра­ботки и сопровождения офисных программ.

Бизнес-план магазина “КРУГ”

Разработке проекта предшествовала организационная и практическая работа в фирме “КРУГ” по продаже расходных материалов к компьютерам и оргтехнике и сопутствующим услугам.

Проект начинался в 1998 году с бизнес-плана, который был оформлен в виде тезисов из вопросов и ответов. Планируемой время выхода на самоокупаемость зависти от посещаемости ресурсам и по оптимистическим оценкам составлял 6/12 месяцев.

Проведенными мероприятиями по управлению электронным магазином обеспечен выход на рентабельность через 12 месяцев с начала эксплуатации и рост оборотов в 2-3 раза выше, чем аналогичный показатель для традиционных (off-line) продаж.


Выживание интернет-компаний

Глубоко продуманный стратегический менеджмент в сочетании с надежными базисом и надежными партнерами - основной фактор выживания Интернет-магазинов и Интернет-подразделений ведущих корпораций.

Проблемы Интернет-проектов, разрабатываемых по инициативе “снизу”. Такие проекты обычно наполняются программистам и IT-менеджерами, иногда в нем есть специалист по Интернет-рекламе, освоивший азы баннерногй рекламы.

Бизнес делают профессионалы, владеющие спецификой бизнес-процессов. Чаще всего оказыватся, что в Интернет-проекте нет ни профессионального менеджмента, ни профессионального маркетинга.

Успешные Интернет-проекты делают лица, профессионально владеющие совре­менными Интернет-технологиями, основами рекламы, маркетинга, общего менеджмента проектов, а также основами юриспруденции и компьютерного права.

Проект магазина “Brax”

Разработчик магазина Brax как слушатель Электронного Университета начал подготовку как Web-дизайнер с создания web-сайта по продаже женских курортных шляпок в городе Сочи, за который получил профессиональный сертификат Web-Мастера.

Второй Интернет-проект - электронный магазин по продаже путевок в санаторий Мацеста для жителей Сибири и дальнего Севера. За создание и экономическую раскрутку Интернет-магазина вручен профессиональный сертификат Project-Менеджер.

Третий Интернет-проект - магазин “Brax”, выведенный на точку рентабельности, получивший самую высокую оценку на конференции-конкурсе “Технологии Microsoft” представляет выпускной проект по магистерской программе МВА “Электронная Коммерция”.

Кадровый менеджмент

Все решают кадры. Бурная смена технологий требует, если не смены команд разработчиков, то постоянного повышения их квалификации и обязательной серти­фикации привлекаемых специалистов.

Один из возможных выходов - самостоятельное освоение новейших информа­ционных технологий и постоянное пополнение специальной справочной и учебной литературы с помощью сети книжных электронных магазинов.

Второй - дистанционные курсы сертификации и освоения новейших технологий без отрыва от производства в базовых компьютерных учебных центрах, отслеживающие перспективные информационные технологии.

Электронный Университет WDU

По заказу отделений WDU в 1999 году были начата разработка Электронного Университета по подготовке кадров в области электронной коммерции и Интернет-технологий с использованием технологий дистанционного обучения.

Параллельно проводились занятия в МИЭМ и в Интернет, велась разработка Интернет-учебников и отработка технологии дистанционного приема зачетов и экзаменов по магистерским программам управлению проектами и электронной коммерции.

Особенность подготовки в Университете электронной коммерции - сочетание экономических знаний со использованием современных информа­ционных технологий и участии слушателей в реальных Интернет-проектах.


Магистерские программы МВА

Завершение магистерских программ - вручение международных дипломов МВА (Master of Business Administration) - магистра делового администрирования по результатам выполнения выпускных коммерческих Интернет-проектов.

Контрольные вехи в подготовке - курсовые Интернет-проекты, за которые слушатели получают профессиональные сертификаты Web-мастеров и Project-менеджеров в соответствии с требованиями международных стандартов и профессиональных ассоциаций.

Успешное завершение проектов - качественно, в срок и в соответствии с техническим заданием - необходимое и достаточное основание для вручения диплома МВА магистра делового администрирования в сфере электронной коммерции.

Главным при защите проектов в Электронном Университете являлось и является подтверждение бизнес-планов и технических заданий на создание сайтов и корпо­ративных информационных подсистем как мерило успеха проектов.

Проект магазина “КРУГ”

Разработчик электронного магазина “КРУГ-Интернет” был одним из первых слушателей Электронного Университета WDU по магистерской программе МВА “Электронная Коммерция” в отделении WDU/МИЭМ.

За период подготовки им получены сертификаты Web-мастера и Project-Менеджера за различные фазы развертывания Интернет-магазина. Опыт разработок был представлен на Всемирном конгрессе по управлению проектами в мае 2003 года в Москве.

Диплом МВА вручен в июне 2003 года за успешную защиту выпускного проекта “КРУГ-Интернет: разработка и сопровождение электронного магазина”, в котором изло­жено полное технико- экономического обоснование Интернет-проекта.

Успех Интернет-проектов

Анализ успешных IT-проектов показывет, что все они основываются на применение системотехнических подходов к проектированию, эксплуатации и модерни­зации корпоративных информационных систем на основе современных Интернет, Интранет и Экстранет-технологий.

Системотехнические подходы состоят в проектировании архитектуры автоматизи­ро­ван­ных систем и создании технических заданий на разработку программного обеспечения до их комплекси­рования или модернизации на основе функциональных спецификаций.

Анализ зарубежных IT-проектов демонстрирует существенные достижения проектов в области Интернет-технологий и серьезный кризис IT-проектов в области традиционных информа­ционных технологий и автоматизированных систем [ 9 ].

Электронный Университет WDU

Архитектор и ведущий разработчик Электронного Университета являлся одним из учредителей и вице-президентов WDU - Всемирного Распределенного Университета, созданного при Международной Академии информатизации.

Программы подготовки разработчиков и менеджеров в сфере электронной коммер­ции в соответствии были разработаны и адаптированы в 2000-2003 годах совместно с ведущими учеными и специалистами российских, казахстанских, украинских и болгарских отделений WDU.

За создание университета, юридическое обоснование дипломов, разработку про­грамм подготовки в сфере электронной коммерции, а также постановку курса “Компью­тер­ное Право” профессору В.А.Каймину президентом WDU А.Л.Костиным вручен диплом Магистр Права - Master of Law .

Литература и Интернет-источники:

1. Соколова А., Терещенко Н. “Электронная коммерция”. М., 2000.

2. Барроу К. “Курс выживания Интернет-компаний”. М., Альпина, 2001.

3. Йордан Э. “Управление сложными Интернет-проктами”. М., Лори, 2003.

4. Каймин В.А. “Основы Интернет-Технологий” М., WDU, 2002. http://wdu.da.ru

5. Каймин В., Капалин В. “Электронная коммерция”. http://wdu.da.ru

6. Каймин В., Гаврилов Н. “Управление Интернет-проектами”. http://wdu.da.ru

7. Туркин А. “Электронный магазин КРУГ-Интернет”. http://kroog.uw.ru

8. Каймин В.А. “Электронный Университет WDU”. “Системотехника”, N 1, 2003. http://systech.miem.edu.ru

9. Каймин В., Гаврилов Н., Туркин А. “Управление Интернет-проектами”. Труды Всемирного конгресса по управлению проектами. Москва, июнь 2003.

“Системотехника”, N 2, 2003. http://kofan.narod.ru

10. Гура М. “Архитектура, реализация и продвижение Интернет-магазина Brax”. Конференция-конкурс “Технологии Microsoft”. М., МГУ, 2004.





Hosted by uCoz