Технологии Linux
в образовании
В.А.Каймин, профессор, доктор наук (computer
science)
Полная компьютеризация средних школ России к концу 2003 года и планируемое подключение
их к Интернет создает предпосылки для полного
внедрения программы ИКТ и новых компьютерных технологий обучения.
Министерство
образования в марте 2004 года утвердило новый
федеральный базисный учебный план для средних школ, в котором заложено почти
троекратное увеличение часов на базовый учебные курс “Информатика и ИКТ”.
Новый учебный план для средних школ
предполагает включения учебного курса
“Информатика и ИКТ” как
обязательного федерального компонента среднего образования, начиная с 8-9-ых
классов.
В основу программы
“Информатика и ИКТ” приняты концепции школьного
курса информатики, отработанные в отечественной средней школе, начиная
с середины 80-ых годов прошлого века [ 1-4 ].
Основной целью курса информатики в средних
школах является обучение всех учащихся компьютерной грамотности - умениям
писать, читать, считать и решать задачи с помощью персональных ЭВМ.
Для обеспечения компьютерной грамотности в базовом
курсе информатики сохранились темы “Персональные ЭВМ”,
“Операционные системы”, “Редакторы текстов”,
“Электронные таблицы” и “Базы данных”.
Персональные ЭВМ
в отечественных школах и вузах основное приоритет получили персональные
компьютеры IBM PC с операционными системами Windows и Linux, поставляемые вместе с компьютерами.
Конкуренция Windows и Linux на мировом
рынке ставит отечественную систему образования перед непростым
выбором операционных систем и базирующихся на них пакетов программ и информационных
технологий.
Windows
- операционная система, получившая широкое распространение на персональных ЭВМ
во многих странах мира вместе офисным пакетом программ MS Office и массой других пакетов
программ.
Основное
достоинство Windows - отработанный опыт использования в
учебных заведениях и офисных применениях этой операционной системы вместе с
пакетом MS Office
[ 3 ].
Основной
недостаток - пиратское распространение (с нарушением законов)
неотлаженных версий операционной системы Windows без технического
сопровождения и документации (80% установок в России - пиратские).
По международным
данным на
2003 год на 51% персональных
компьютеров используется Windows, а на 27% компьютеров
- Linux.
Доля Linux ежегодно увеличивается на 30% и к 2007
году станет доминирующей.
Linux
- более надежная операционная система, не требующая приобретения никаких
лицензий ни на операционную систему, ни на офисные пакеты программ и все
другие пакеты прикладных программ.
Система Linux признана в качестве основной
операционной системы для государственных учреждений во Франции и Германии, Китае и Японии
и во многих других странах Европы и Азии.
Распространение
Linux производится на основе генеральной
публичной лицензии GNU, разрешающей
устанавливать и использовать пакеты программ на любом количестве компьютеров
без каких бы то ни было ограничений.
Высокая надежность
операционной системы и пакетов программ Linux и привела к тому, что более 60% серверов в глобальной сети
Интернет и около 50% серверов в корпоративных сетях ЭВМ работают под
управлением Linux.
Фирма IBM приняла решения об использовании Linux на всех своих серверах, персональных ЭВМ
и суперкомпьютеров с операционной системой и продвижении своей техники вместе
с фирмами-разработчиками Linux.
Правительством России совместно с фирмой IBM в 2004 году создан Центр
компетенции Linux для продвижения технологий Linux в
образование, бизнес и государственные учреждения.
Долгосрочная опора на наиболее продвинутые
информационные технологии создаст базу для внедрения новых промышленных
технологий конкурентно способного информационно-индустриального общества.
Важнейшей целью курса информатики остается
обучение информационным технологиям - работе с редакторами текстов, электронной
почте, поиску информации в Интернет и расчетах в электронных таблицах.
В базовый курс “Информатика и ИКТ”
добавлены темы, связанные с Интернет-технологиями - “Электронная почта”, “Поиск информации в Интернет”,
“Информатизация общества” и “Защита информации в ЭВМ”.
Новой задачей курса “Информатика и ИКТ”
становится обучение учащихся - умений искать информацию в Интернет,
подготавливать публикации в Интернет, переводить и читать информацию на
иностранных языках и т.п.
Базовым средством
обучения информационных технологий в
Windows является пакет Microsoft Office, включающий редактор текстов Word,
электронные таблицы Excel,
базу данных Access
и пакет презентаций PowerPoint.
Базовым офисным
пакетом в Linux является свободно
распространяемый пакет Open
Office и его коммерческая версия StarOffice, созданная
по заказу компьютерной корпорации Sun.
В офисный пакет
программ Open
Office входят:
1) менеджер файлов Desktop,
2) редактор текстов Writer,
3)
электронные таблицы Calc,
4) графический
редактор Image,
5) пакет презентаций Impress,
6) база данных Base,
7) электронная почта Mail.
Офисный пакет Open Office во многом схож с офисным пакетом Microsoft Office как по составу офисных
программ, так и по набору функций и даже по внешнему интерфейсу.
Основная
особенность офисных пакетов Linux - их совместимость по форматам с документами Microsoft Office. Документы
и файлы, созданные в Windows, вполне могут обрабатываться в Linux.
Офисный пакет Open Office можно
использовать не только в школах и
учебных центрах для обучения компьютерной грамотности, но и в офисах, фирмах и
предприятиях для подготовки самой различной документации.
Полная
компьютеризация средних школ и подключение их к Интернет создает основы для введения единого
государственного экзаменов на технологической базе ИКТ и контроле знаний с
использованием ЭВМ.
Наиболее
технологичным курсом в средних школах оказывается курс “Информатика и ИКТ”,
в котором персональные компьютеры наиболее естественным образом являются и
объектом и средством обучения.
Прием зачетов и
экзаменов по информатике может и должен производиться на ЭВМ путем
выполнения заданий и проведения опросов с использованием компьютерного
тестирования.
Введение единых
экзаменов в системе среднего образования Российской Федерации и стран СНГ
повлекло еще одну новацию - проведение экспериментов с
экзаменам по информатике в средних школах.
Базой для
экзаменов в средних школах является обязательный минимум знаний по курсу
информатики, утвержденный Министерством образования России в самом конце 1999 года.
В базовый минимум курса “Информатика и ИКТ” входят знания возможностей
электронной почтой и принципы поиска информации в Интернет, которые вообще не
зависят от типа операционных систем.
Решение задач
поиска информации в Интернет, базах данных и информационных системах
невозможно без знания элементов математической логики и стандартов языков
запросов всеми учащимися.
Обязательный
минимум требует раскрытия понятия операционных систем ЭВМ, не раскрывая
конкретный тип ЭВМ и тип операционных систем, что означает наличие
представлений и о Windows,
и о Linux.
Знание
возможностей операционных систем Windows и Linux ввиду их глобального распространения
становятся на сегодняшний день обязательной компонентой образовательных
стандартов.
В минимум знаний входят знание основных
возможностей редакторов текстов, электронных таблиц и баз данных, не уточняя их
принадлежность Microsoft Office либо Open Office.
Знание
возможностей офисных пакетов программ
Microsoft Office и Open Office также
становятся на сегодняшний день обязательной компонентой образовательных
стандартов ввиду их глобального распространения.
Для профильного
обучения в старших классах запланировано 4-х-кратное увеличение числа часов
на курс “Информатика и ИКТ” для физико-математического и информационно-технологического
профиля.
В программы курса “Информатика и ИКТ” для профильного обучения добавлены темы “Операционные системы”,
“Информационные технологии”, “Основы алгоритмизации” и “Технологии
программирования”.
Главное
достоинство Linux - технологии Linux являются выразителями мировых
стандартов Интернет, с помощью которых Интернет-технологии
стремительно распространились по всему миру.
Linux
используется не
только на персональных компьютерах, но и на серверах в локальных и глобальных
сетях ЭВМ. Эта операционная система установлена на подавляющем большинстве 66%
серверов в глобальной сети Интернет.
В системе образования как среднего, так и высшего образования
наиболее целесообразно изучение платформонезависимых
технологий и программных средств, которые могут использоваться как Windows, так и в Linux.
Скорость смены
информационных технологий такова, что пятилетний период подготовки стандартов образования, а также сама система
подготовки специалистов систематически опаздывают на пять, а то и на десять
лет.
Для профильного
обучения и профессионального образования конкуренция Windows и Linux приводит к
необходимости их изучения и в средних школах, и в подготовке
специалистов в области информационных технологий.
Главной задачей профильного
обучения станет отработка методики подготовки и к экзаменам и к олимпиадам по
информатике в соответствии с программой единых государственных экзаменов.
В программу
экзаменов помимо знаний основных возможностей информационных технологий
входят знания основ алгоритмизации, элементов программирования и умения решать
задачи обработки данных на ЭВМ.
Основы
алгоритмизации являлись и являются базовой частью отечественного курса
информатики, направленного на технологию решения самых различных задач путем
составления и отладки программ на ЭВМ.
Эксперименты по вступительным экзаменам
по информатике более 10 лет ведутся ведущими московскими и российскими
экономическими и техническими вузами - ГАУ, МЭСИ, МАТИ, МАПИ.
Успешная сдача
экзаменов по информатике на ЭВМ должна заслуживать самой высокой оценки труда
педагогов и коллектива средних школ, особо для школ с профильным обучением в
области информационных технологий.
Отсутствие минимума знаний по информатике у
выпускников школ может и должно стать одним из критериев аттестации преподавателей,
компьютерных кабинетов и учебных заведений.
Умения решать задачи и
выполнять задания на ЭВМ должны
стать главной частью экзаменов как при
физико-математическом профиле, так и при информационно-технологическом
профиле обучения.
Решение задач
путем составления и отладки программ на ЭВМ - основная формула
международных олимпиад и чемпионатов по информатике и
программированию, в которых основными победителями являются россияне.
Основными
средствами решения задач на ЭВМ
на международных олимпиадах по информатике - языки программирования Pascal и C/C++ и соответствующие платформо-независимые компиляторы.
Оргкомитеты международных олимпиад и
чемпионатов по информатике и программированию полностью отказались от
использования платформозависимых средств программирования типа Visual Basic.
Общеизвестны
успехи отечественной школы в международных олимпиадах по информатике, где
российские школьники последние 15 лет стабильно завоевывают первые места.
Российская
Федерация в 2004 году выставила более 600 студенческих команд на первый тур
Чемпионата мира по программированию, где в 10 лучших попало четыре российских
команды.
Базой этих побед
являются физико-математические школы при ведущих российских университетах и
технических вузах, а также школы и классы с физико-математическим профилем
обучения.
Отечественные физматшколы
являются базовыми площадками для отработки новых учебных курсов и новых
технологий с учащимися старших классов, планирующими сдавать вступительные
экзамены.
Одной из базовых
площадок является физматшкола МИЭМ, созданная в конце 60-ых годов для отработки профильного
физико-математического, а 80-х годах - для отработки программных средств
обучения в школах.
В физматшколе МИЭМ был создан первый отечественный учебник по информатике, рассчитанный
на полный машинный вариант обучения и сдачу экзаменов по информатике на ЭВМ.
Только опора на наиболее продвинутые
конкурентно-способные технологии создаст базу для развития конкурентно
способной экономики и промышленности
нового информационного общества.
Проблема
запаздывания особенно остра для вузов дистанционного обучения, в которых
учебные пособия соответствуют устаревшим стандартам, а студенты изучают
морально устаревшие технологии начала 90-ых годов.
Для вузовских
программ внедрение современных
информационных технологий означает прежде всего
изучение Интернет-Технологий - технологий публикаций, дистанционного обучения и электронной
коммерции в Интернет.
Для студентов необходимо освоение методов эффективного поиска информации, умений читать информацию
на английском языке, вести деловую переписку через Интернет и администрировать
личную информацию на персональных ЭВМ.
Студенты вузов
при освоении технологий Интернет должны приобретать более высокий уровень
информационной культуры - культуры поиска и предоставления информации в
глобальной компьютерной сети Интернет [ 1, 2 ].
Постоянное обновление информационных технологий,
опережающее период подготовки студентов, требует включения на последних курсах
изучения спецкурсов типа “Современные информационные технологии”.
Параллельное
изучение операционных систем Windows и Linux и соответствующих им
информационных технологий и технологий разработок
безусловно полезно для подготовки всех будущих специалистов.
Главное отличие
Linux - удачное решение проблем защиты информации и
информационной безопасности в корпоративных сетях ЭВМ при групповой работе в
различных проектах.
Средства безопасности встроены в сетевые версии Linux и
поставляются вместе с дистрибутивами
операционной системы всеми
отечественными и зарубежными разработчиками.
Linux в отличии от
Windows - это многопользовательская операционная
система, рассчитанная на
групповую работу в сетях ЭВМ со штатными средствами разграничения доступа к
файлам и устройствам ввода-вывода информации.
Фирма IBM приняла решения об использовании Linux на всех своих серверах, персональных ЭВМ
и суперкомпьютеров с операционной системой и продвижении своей техники вместе
с фирмами-разработчиками Linux.
Особую роль в
вузах играет подготовка специалистов и профессионалов в области информационных
технологий, которые должны внедрять в экономику новейшие информационные
технологии.
Углубленное изучение Windows и Linux и соответствующих технологий
разработок программных средств просто необходимо для
подготовки будущих специалистов в области информационных технологий.
Специалист информационных
технологий - не специалист, если он
не знаком с операционной системой Linux и не имеет
опыта работы и использования технологий Linux для решения практических
проблем.
Базовым ядром
в подготовке специалистов-компьютерщиков могут и должны быть платформонезависимые средства и технологии разработок программного
обеспечения и создания информационных систем.
Платформо-независимыми
технологиями для
современных ЭВМ являются языки
программирования Pascal, C/C++, а для сетей ЭВМ -
языки Web-программирования Java, JavaScript,
PHP и Perl.
Среди баз данных платформо-независимыми являются СУБД InterBase и MySQL, а
наиболее продвинутые СУБД DB2 и Oracle могут
использоваться как Windows, так и в Linux.
Лучшей технологий разработок программ для ЭВМ более 30 лет являются усовершенствованные методы IBM, мирового лидера разработок
заказного (on demand)
программного обеспечения.
Технология
разработок IBM, как показал
практический опыт применения, дает самый высокий уровень качества и
надежности проектирования заказного программного обеспечения самого различного
назначения.
Данная технология
программирования прошла в России большую апробацию промышленных, фирменных и
оборонных разработок и прочно вошла в школьные и вузовские учебники по
информатике.
Выполнение
проектов студентами в области информационных технологий является лучшей
школой в подготовке специалистов и профессионалов. Лучшей средой для выполнения
этих проектов является операционная система Linux.
Linux в отличии от
Windows - это многопользовательская операционная
система, рассчитанная на
групповую работу в сетях ЭВМ со штатными средствами разграничения доступа к
файлам и устройствам ввода-вывода информации.
Мировая практика показывает, что основными пользователями и разработчиками Linux являются молодые люди в
возрасте от 20 до 30 лет, распространяющими Linux на основе генеральной публичной лицензии GPL.
Надежность и безопасность Linux - главные факторы, из-за
которых во многих фирмах госучреждениях Франции и Германии в Европе, Японии и
Китая в Азии приняли решения о переходе на технологии Linux.
Средства безопасности встроены в сетевые версии Linux и
поставляются вместе с дистрибутивами
операционной системы всеми
отечественными и зарубежными разработчиками.
Лидер-поставщик корпоративных
версий Linux
на мировом рынке - американская компания Red Hat - заключила договора на поставку и
техническое обслуживание для более 445 тысяч корпораций.
Основная проблема - подготовка специалистов и профессионалов для освоения и внедрения технологий Linux в
экономику, промышленность и систему образования Российской Федерации.
Особенность России
- наиболее быстро растущий рынок информационных технологий, в частности -
наибольший рост - 41% установок операционной системы Linux в корпоративных и образовательных учреждениях.
Первым
направлением внедрения должно стать изучение технологий Linux всеми студентами,
изучающими в вузах информационные технологии как свою будущую специальность.
Внедрение Linux в систему образования потребует
изучения технологий Linux всеми студентами, обучающимся в технических
вузах и университетах в области информационных технологий.
Параллельное
изучение операционных систем Windows и Linux и соответствующих им
информационных технологий и технологий разработок
безусловно полезно для подготовки всех будущих специалистов.
Второе направление
- освоение технологий Linux преподавателями,
специализирующимися в сфере информационных технологий, и учителями
информатики по профильным направлениям обучения.
Первый опыт МПГУ показал, что для студентов-педагогов не составляет особого труда освоение
технологий Linux, после получения на первом курсе
практического опыта работы с Windows.
Основные проблемы возникают при развертывании и поддержки лабораторных
практикумов как в Windows,
таки в Linux
при отсутствии сертифицированных преподавателей и системных администраторов.
Нехватка
квалифицированных кадров - основная болезнь отечественной системы
образования, которая не позволяет отечественной экономике лидирующие позиции в
сфере информационных технологий.
Основной задачей
новой специальности ИТО “Информационные технологии в образовании” и должна
стать подготовка и повышение квалификации надлежащих инженерных кадров для
отечественной системы образования.
Третье направление
- ознакомление с Linux
всех учащихся средних школ и освоение технологий Linux учащимися средних школ с физико-математическим и информационно-технологическом профилем обучения.
Подготовка
преподавателей для нового информационно-технологического профиля обучения -
это вторая основная задача новой вузовской специальности ИТО “Информационные
технологии в образовании”.
Решение этой
проблемы в регионах страны может и должно быть найдено с помощью новейших
информационно-коммуникационных технологий - сайтов, порталов, электронных
учебников и глобальной сети Интернет.
Надлежащий опыт
в подготовке кадров был накоплен в пилотном проекте
Электронного Университета, развернутого совместно WDU и МИЭМ по магистерским
программам “Интернет-технологии” и “Управление
проектами”.
В пилотном проекте, поддержанном Международной Академией
Информатизации, учебный процесс был развернут в очно-заочной форме с использованием кейс-технологий
и технологий дистанционного обучения через Интернет.
Обучение
специалистов проводилось на проектной основе и по
завершении проектов слушателям каждый семестр выдавались
профессиональные сертификаты - Web-мастер,
Web-программист, Office-менеджер и Project-менеджер.
Профессиональные
сертификаты вручались Web-мастер
- за создание простейших информационных сайтов, а сертификат Office-менеджер - за профессиональное
освоение офисных пакетов Linux и Windows.
Сертификаты Web-программист вручались за создание серверных информационных систем
на основе технологий LAMP = Linux + Appache + MySQL + PHP, распространяемых на основе
генеральной публичной лицензии GPL.
Особенность
технологий LAMP - высокая
надежность, безопасность и масштабируемость серверных
решений при независимости разработчиков от третьих организаций при полностью
открытых исходных кодах.
Интернет-Проекты,
выполненные студентами и слушателями Электронного
Университета WDU/МИЭМ в качестве курсовых и выпускных работ, можно увидеть на сайте http://wdu.da.ru
.
Литература.
1. Каймин В.А. Информатика.
Учебник для
вузов. М., ИНФРА-М, 2004.
2. Каймин В.А. Информатика. Шпаргалка к экзаменам. М., РИОР, 2005.
3. Касаев
Б.С., Каймин В.А. Информатика.
Практикум на ЭВМ. ИНФРА-М, 2003.
4. Каймин В.А. и др. Основы информатики и ВТ. Учебник для школ. М., 1989.
5. Угринович Н.Д. Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в
школе. М.,
2004.
6. Ляхов Д. Linux для начинающих. М., Бестселлер, 2003.
7. Ахматов А.
Начальный курс пользователя Linux. М., ДЕСС,
2004.
8. Колисниченко Д.Н.
Самоучитель Linux.
Спб, НиТ, 2004.
Ó В.А.Каймин, 2005