ВВЕДЕНИЕ в специальность

“информационныЕ технологии в ОБРАЗОВАНИи”

            В.А.Каймин, И.А.Смольникова             

                                               В докладе обсуждаются учебные планы и программы                                                  вузовской специальности № 654700 “ИТО”:                                                                  “Информационные технологии в образовании”.

            СпециальностьИТО”: Информационные технологии в образо­ва­ниипоявилась в педагогических вузах России в 2003 году с целью подготовки ком­пью­терных специалистов для системы образования [ 1 ].

            Учебные планы “ИТО” созданы на основе госу­дарст­венных стандартов образования по направлению “Информационные системы” с выдачей дипломов инженеров по специальности “Информационные Технологии в образовании”.

            Согласно приказу Мини­стерства образования РФ в 2003 году прием студентов по специальности “ИТО” провели Московский и Санкт-Петербургский Педагогические Государственные Университеты.

            Головной базой подготовки специалистов “ИТО” согласно приказу Мини­стра образования был назначен Московский Государственный Технический Уни­вер­ситет, известный своей фундаментальной инженерной школой.

            Соответствующее УМО утвердило базовые учебные планы подготовки специалистов по “ИТО” и приступило к разработке соответствующего учебно-методического обеспечения.

            Базовые курсы специальностиИнформационные Технологии” в соответ­ствии с государственным стан­дар­там образо­вания включают следующие компью­терные предметы и дисциплины:

1 курс:           Введение в специальность “ИТО”.

                        Информатика

2 курс:           Информационные технологии

                        Теория информационных систем

3 курс:           Информационные сети

                        Базы и банки данных

                        Операционные системы

                        Мультимедиа технологии

4 курс:           Компьютерная графика

                        Вычислительная техника

                        Технология программирования

                        Обслуживание информационной техники

                        Дистанционные технологии в образовании

5 курс:           Архитектура ЭВМ

                        Информационная безопасность

                        Информационные системы в управлении

                        Проектирование информационных систем

                        Психолого-педагогические основы ИТО

            Учебный план в целом позволяет готовить квалифицированных специ­алистов в области информационных технологий с учетом потребностей отече­ственной системы образования.

            Для системы образования внедрение программы “ИКТ в школах” означает серьезные инфраструктурные и кадровые изменения, связанные с развертыванием сетевых технологий и сетевых центров обслуживания учебных заведений.

            Острая нехватка в системе образования ощущается прежде всего в установке сетевых ком­пью­терных классов, сетевых серверов и сетевых администраторов для обслужи­вания сетевых ресурсов.

            Успех подготовки компьютерных кадров по во многом зависит от внедрения и освоения в вузах наиболее перспективных сетевых операционных систем, инстру­ментальных средств и информа­ционным технологий.

            Всем известен крупнейший российский университет, в котором студенты по специальности “Информатика и вычислительная техника” обучаются морально устаревшим технологиям ЕС ЭВМ и опера­ци­онной системе MS DOS.

            Наибольшие перспективы видятся в освоении и внедрении в вузовский учебный про­цесс наиболее современных технологий - информационных техно­логий Microsoft и сетевых технологий Linux.

            Всем известно, что операционная система Windows установлена более чем на 50% персональных компьютеров в мире, а операционная система Linux - на более чем 65% серверов во всемирной компьютерной сети Интернет.

            На факультете ФТиП в этих целях развернут компьютерный класс, в котором установлены операционные системы Windows и Linux и программная поддержка наиболее перспективных информационных технологий.

            Первый опыт подготовки студентов по новой специальности показал необ­ходимость сочетания теоретической подготовки с организацией компью­тер­ных практикумов по специальности “ИТО” на базе Windows и Linux.

            Помощь в развертывании новейших сетевых и информационных технологий на факультетах  МПГУ оказывает Центр компетенции Linux корпорации IBM и московское отделение фирмы Microsoft.

            Подготовка специалистов в вузах в области информационных технологий становится невоз­можной без параллельного изучения наиболее перспективных компьютерных технологий Windows и Linux.

            За прошедший период студентами факультета ФТиП МПГУ выполнены две серии Интернет-проектов и первые электронные пособия, получившие первые призы на конференции-конкурсе Microsoft / МГУ [ 4 ].

            Наибольший интерес у студентов вызвали спецкурсы по Интернет и техно­логиями Linux, поскольку это самым непосредственным образом связано с их будущей специальностью - преподаванием информационных технологий.

            Для углубления подготовки специалистов в МПГУ реализуется система спецкурсов с приглашением специалистов из ведущих компьютерных фирм и препо­дава­телей ведущих технических вузов и университетов.

            Для выработки спецкурсов по подготовки специа­листов в сфере ИТО в МПГУ используются международные рекомендации ACM/IEEE по препо­даванию информационных технологий в университетах [ 1 ].

            Система спецкурсов по инфор­ма­ционным технологиям реализована совместно с отделением WDU/МПГУ - Всемирного Распределенного Универ­ситета в форме Интернет-практикумов и технологии дистанционного обучения.

                       

            Перечень спецкурсов отделения WDU/МПГУ:

3 курс:           Интернет-технологии

                        Технологии Linux

                        Web-Программирование

4 курс:           Технологии Microsoft

                        Интернет-Маркетинг

                        Сетевые Базы Данных

5 курс:           Управление проектами

                        Электронная Коммерция

                        Корпоративные Системы

            Рабочие программы спецкурсов по новой специальности публикуются вместе с учебно-методическими материалами на сайте факультета “Технологии и предприниматель­ство” МПГУ   http://mpgu.ru

            На сайте факультета размещены учебные планы специальности “ИТО”, программы базовых курсов “Информатика” и “ИТО: Введение в специальность”, а также перечень Интернет-проектов, выполненных студентами факультета [ 5 ].

            На сайте WDU/МПГУ размещены программы и материалы спецкурсов по Интернет-технологиям, Web-дизайну и Web-программированию, используемых для обучения слушателей WDU и студентов МПГУ.

            За первый год обучения студентами отделения МПГУ/WDU уже выполнено несколько серий Интернет-проектов, размещенных на портале Электронного университета WDU   http://wdu.da.ru.

            Здесь же размещены студенческие фоторепортажи об участии в чемпи­онатах и олимпиадах по информатике и программированию, а также в научных конфе­ренциях и конкурсах программных проектов.

            Особая гордость WDU/МПГУ - электронные пособия по математике, разрабо­танные студентами МПГУ совместно с преподавателями WDU и получив­шие в МГУ призы на конференции-конкурсе “Технологии Microsoft” в 2003г.

            Электронные пособия по математике - это проблема, поскольку двойной объем математики (классической и дискретной) в учебных планах по специ­альности “ИТО” - это головная боль всех экспериментальных площадок.

            Однако внедрение в вузах и школах в учебный процесс мультимудийных учебников и мультимудийных технологий обучений вызывает ряд серьезных технических и технологических проблем.

            Мультимудийность учебников означает прежде всего большой объем графи­ческого материала, требующего больших объемов дисковой памяти и большого трафика при пересылке учебных материалов по сетям ЭВМ.

            Наглядный пример - проблемы фирмы “Мультимедиа-Технологии”, пред­лагающей скачать свои мультимудийные учебники через Интернет, что оказы­вается весьма сложной и дорогостоящей операцией.

            Перспектива принадлежит гипертекстовым технологиям представления и передачи информации в глобальных и локальных компьютерных сетях Интернет/ Интранет. Альтернативы им нет.

            По данной модели реализованы Интернет-учебники по информатике,  инфор­­ма­ционным технологиям, реко­мендованные Министерством образования РФ для студентов экономических и технических вузов [ 3-4 ]. 

           

         Литература:

 

1. “Информационные технологии в образовании”. Труды конференции.               Москва, 1991-2002г.

2. “Рекомендации по преподаванию информатики в университетах”.                 Computing Curricula: Computer Science. СПб, 2002.

3. Каймин В.А. “Информатика”. Учебник для студентов в вузов.     -М.:                 ИНФРА-М, 2004.

4. Каймин В.А., Касаев Б.С. “Информатика: практикум на ЭВМ”. Учебник       пособие. .: ИНФРА-М, 2001-2003.

5. Каймин В.А., Карачев А.А. “Факультет технологии и предпринимательства”.   МПГУ, 2004. http://mpgu.ru

6. Каймин В.А., Смольникова И.А. “ИТО: Введение в специальность”.                  МПГУ, 2004. http://mpgu.ru

 

                                                                                  Ó В.А.Каймин, 2004

 



Hosted by uCoz