ВВЕДЕНИЕ в специальность
“информационныЕ технологии в ОБРАЗОВАНИи”
В.А.Каймин,
И.А.Смольникова
В
докладе обсуждаются учебные планы и программы вузовской специальности № 654700
“ИТО”: “Информационные
технологии в образовании”.
Специальность
“ИТО”: “Информационные технологии в образовании” появилась в педагогических вузах России в 2003 году с целью
подготовки компьютерных специалистов для системы образования [ 1 ].
Учебные планы “ИТО” созданы на основе государственных
стандартов образования по направлению “Информационные системы” с выдачей
дипломов инженеров по специальности “Информационные
Технологии в образовании”.
Согласно приказу
Министерства образования РФ в 2003 году прием студентов по специальности “ИТО” провели Московский и
Санкт-Петербургский Педагогические Государственные Университеты.
Головной базой
подготовки специалистов “ИТО” согласно приказу Министра образования был назначен Московский
Государственный Технический Университет, известный своей фундаментальной
инженерной школой.
Соответствующее
УМО утвердило базовые учебные планы подготовки специалистов по “ИТО” и приступило к разработке соответствующего
учебно-методического обеспечения.
Базовые курсы специальности “Информационные Технологии” в соответствии с государственным
стандартам образования включают следующие компьютерные предметы и
дисциплины:
1 курс: Введение в
специальность “ИТО”.
Информатика
2 курс: Информационные
технологии
Теория информационных
систем
3 курс: Информационные
сети
Базы и банки данных
Операционные системы
Мультимедиа технологии
4 курс: Компьютерная
графика
Вычислительная техника
Технология
программирования
Обслуживание
информационной техники
Дистанционные технологии
в образовании
5 курс: Архитектура ЭВМ
Информационная
безопасность
Информационные системы в
управлении
Проектирование
информационных систем
Психолого-педагогические
основы ИТО
Учебный план в целом позволяет готовить
квалифицированных специалистов в области информационных технологий с учетом
потребностей отечественной системы образования.
Для системы
образования внедрение программы “ИКТ в школах” означает серьезные инфраструктурные и
кадровые изменения, связанные с развертыванием сетевых технологий и сетевых
центров обслуживания учебных заведений.
Острая нехватка
в системе образования ощущается прежде всего в
установке сетевых компьютерных классов, сетевых серверов и сетевых
администраторов для обслуживания сетевых ресурсов.
Успех подготовки компьютерных кадров по во многом зависит от
внедрения и освоения в вузах наиболее перспективных сетевых операционных
систем, инструментальных средств и информационным
технологий.
Всем известен
крупнейший российский университет, в котором студенты по специальности
“Информатика и вычислительная техника” обучаются морально устаревшим
технологиям ЕС ЭВМ и операционной
системе MS DOS.
Наибольшие
перспективы видятся в освоении и
внедрении в вузовский учебный процесс наиболее современных технологий -
информационных технологий Microsoft
и сетевых технологий Linux.
Всем известно,
что операционная система Windows установлена
более чем на 50% персональных компьютеров в мире, а операционная система Linux - на более чем 65% серверов во
всемирной компьютерной сети Интернет.
На факультете ФТиП
в этих целях развернут компьютерный класс, в котором установлены
операционные системы Windows и Linux и программная поддержка наиболее
перспективных информационных технологий.
Первый опыт подготовки
студентов
по новой специальности показал необходимость сочетания теоретической
подготовки с организацией компьютерных практикумов по специальности “ИТО” на базе Windows и Linux.
Помощь в развертывании новейших сетевых и
информационных технологий на факультетах
МПГУ оказывает Центр
компетенции Linux корпорации IBM и московское отделение фирмы Microsoft.
Подготовка
специалистов в вузах в области информационных технологий становится невозможной без параллельного
изучения наиболее перспективных компьютерных технологий Windows и Linux.
За прошедший
период студентами факультета ФТиП
МПГУ выполнены две серии Интернет-проектов и первые электронные пособия,
получившие первые призы на конференции-конкурсе Microsoft / МГУ [ 4 ].
Наибольший интерес
у студентов вызвали спецкурсы по Интернет
и технологиями Linux, поскольку это
самым непосредственным образом связано с их будущей специальностью -
преподаванием информационных технологий.
Для углубления подготовки специалистов в МПГУ реализуется система спецкурсов с
приглашением специалистов из ведущих компьютерных фирм и преподавателей ведущих
технических вузов и университетов.
Для выработки
спецкурсов по подготовки специалистов в сфере ИТО в МПГУ используются международные
рекомендации ACM/IEEE по преподаванию
информационных технологий в университетах [ 1 ].
Система спецкурсов
по информационным технологиям
реализована совместно с отделением WDU/МПГУ
- Всемирного Распределенного Университета в форме Интернет-практикумов и
технологии дистанционного обучения.
Перечень спецкурсов отделения WDU/МПГУ:
3 курс: Интернет-технологии
Технологии Linux
Web-Программирование
4 курс: Технологии
Microsoft
Интернет-Маркетинг
Сетевые Базы Данных
5 курс: Управление
проектами
Электронная Коммерция
Корпоративные Системы
Рабочие программы
спецкурсов по новой специальности
публикуются вместе с учебно-методическими материалами на сайте факультета
“Технологии и предпринимательство” МПГУ
http://mpgu.ru
На сайте
факультета размещены учебные планы специальности “ИТО”, программы базовых
курсов “Информатика” и “ИТО: Введение в специальность”, а также перечень
Интернет-проектов, выполненных студентами факультета [ 5
].
На сайте WDU/МПГУ размещены
программы и материалы спецкурсов по Интернет-технологиям, Web-дизайну и
Web-программированию, используемых для обучения слушателей WDU и студентов МПГУ.
За первый год
обучения студентами отделения МПГУ/WDU
уже выполнено несколько серий Интернет-проектов, размещенных на портале
Электронного университета WDU http://wdu.da.ru.
Здесь же размещены
студенческие фоторепортажи об участии в чемпионатах и олимпиадах по
информатике и программированию, а также в научных конференциях и конкурсах
программных проектов.
Особая гордость
WDU/МПГУ - электронные пособия по математике, разработанные студентами МПГУ совместно с преподавателями WDU и получившие в МГУ призы на конференции-конкурсе
“Технологии Microsoft” в 2003г.
Электронные
пособия по математике - это
проблема, поскольку двойной объем математики (классической и дискретной) в
учебных планах по специальности “ИТО”
- это головная боль всех экспериментальных площадок.
Однако внедрение в
вузах и школах в учебный процесс мультимудийных учебников и
мультимудийных технологий обучений вызывает ряд серьезных технических и
технологических проблем.
Мультимудийность
учебников означает прежде всего большой объем графического
материала, требующего больших объемов дисковой памяти и большого трафика при
пересылке учебных материалов по сетям ЭВМ.
Наглядный пример -
проблемы фирмы
“Мультимедиа-Технологии”, предлагающей скачать свои мультимудийные учебники
через Интернет, что оказывается весьма сложной и дорогостоящей операцией.
Перспектива
принадлежит гипертекстовым технологиям представления и передачи информации в
глобальных и локальных компьютерных сетях Интернет/ Интранет. Альтернативы им
нет.
По данной модели реализованы Интернет-учебники по
информатике, информационным
технологиям, рекомендованные Министерством образования РФ для студентов
экономических и технических вузов [ 3-4 ].
Литература:
1.
“Информационные технологии в образовании”.
Труды конференции. Москва,
1991-2002г.
2.
“Рекомендации по преподаванию
информатики в университетах”. Computing
Curricula: Computer Science. СПб, 2002.
3. Каймин В.А. “Информатика”.
Учебник для студентов в вузов. -М.: ИНФРА-М,
2004.
4. Каймин В.А., Касаев Б.С. “Информатика: практикум на ЭВМ”. Учебник
пособие. -М.:
ИНФРА-М, 2001-2003.
5. Каймин В.А., Карачев А.А. “Факультет
технологии и предпринимательства”. МПГУ,
2004. http://mpgu.ru
6. Каймин В.А., Смольникова И.А. “ИТО:
Введение в специальность”. МПГУ,
2004. http://mpgu.ru
Ó В.А.Каймин, 2004