ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ
В ПОДГОТОВКЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТОВ
ПО
ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ
Береснев А.Д., Горлушкина Н.Н., Потеев М.И., Стафеев С.К.
(Санкт-Петербургский
государственный университет информационных технологий, механики и оптики, nagor@spb.runnet.ru)
В
соответствии с приказом Минобразования России от
11.12.02 № 4350 в Санкт-Петербургском государственном университете
информационных технологий, механики и оптики с 2003/2004 учебного года в
экспериментальном порядке начата
подготовка инженеров специальности
073700 “Информационные технологии в образовании”. Подготовка ведется по
двум специализациям:
а) управление проектами
в информационных образовательных системах;
в) аппаратно-программные
комплексы образовательных систем.
Первую специализацию
реализует кафедра технологий профессионального обучения (ТПО), вторую – кафедра
компьютерных образовательных технологий.
Существенно, что кафедра ТПО к моменту открытия новой
специальности накопила опыт подготовки инженеров-педагогов специальности 030500
«Профессиональное обучение» со специализацией “Компьютерные технологии”. По новым стандартам, эта специальность имеет шифр 030500.06 и
называется “Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и
компьютерные технологии”. Опишем использование этого опыта в работе по
подготовке инженеров специальности “Информационные технологии в образовании”.
Особенности указанных специальностей достаточно
подробно описаны в пособиях [1] и [2]. Их основные показатели представлены в табл. 1.
Основное отличие рассматриваемых специальностей
состоит в квалификациях, присваиваемых выпускникам в результате освоения
соответствующих образовательных программ. В первом случае это инженер, во
втором случае – педагог профессионального обучения (по старым стандартам
- инженер-педагог).
Из табл. 1 видно, что образовательные
программы рассматриваемых специальностей отличаются набором общих
профессиональных и специальных дисциплин. Для сравнения целесообразно их
объединить в группы психолого-педагогических и технических дисциплин. И, если
первая группа имеет большее наполнение для специальности “Профессиональное
обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)”, то
для специальности “Информационные технологии в образовании”, наоборот, большее
наполнение имеет вторая группа. Для нее в первую группу входит всего лишь одна
дисциплина Психолого-педагогические
основы проектирования информационных систем в образовании. Это говорит о том,
что вопросы психолого-педагогической подготовки для студентов специальности
“Информационные технологии в образовании” играют лишь вспомогательную роль.
В свою очередь,
каждую из групп технических дисциплин
образовательных программ рассматриваемых специальностей целесообразно
разбить на две подгруппы: в первой объединить дисциплины, связанные с
информатикой, вычислительной техникой и компьютерными технологиями, во второй –
дисциплины, связанные с использованием информационных технологий в образовании.
Таблица 1
Основные показатели образовательных программ
специальностей
“Информационные технологии в образовании” и
“Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные
технологии)”
Показатели сравнения |
Специальность |
|
Информационные технологии в
образовании |
Профессиональное обучение (информатика,
вычислительная техника и компьютерные технологии) |
|
Шифр специальности |
073700 |
030500.06 |
Квалификация выпускника |
инженер |
педагог профессионального обучения |
Нормативный срок освоения
основной образовательной программы |
5 лет (в СПбГУ ИТМО – 5,5 лет) |
5 лет |
Объемы циклов дисциплин в
часах |
|
|
- общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины |
1800 |
1600 |
- общие математические и
естественнонаучные дисциплины |
1898 |
2060 |
- общие профессиональные
дисциплины |
2040 |
1620 |
- дисциплины отраслевой
подготовки |
- |
3090 |
- специальные дисциплины |
2074 |
- |
- дисциплины специализаций |
1224 |
1510 |
- факультативные дисциплины
(военная подготовка) |
450 |
450 |
Всего часов теоретического
обучения |
8262 |
8820 |
Перечни общих
профессиональных дисциплин федерального компонента |
Электротехника и
электроника Метрология, стандартизация
и сертификация Безопасность
жизнедеятельности Информационные технологии |
Введение в
профессионально-педагогическую специальность Возрастная физиология и
психофизиология |
|
Теория информационных
процессов и систем Интеллектуальные
информационные системы Информационные сети
Информационная безопасность и защита информации Моделирование систем Архитектура ЭВМ и систем Операционные системы Технология программирования Компьютерная геометрия и графика Банки и базы данных |
Общая психология Психология
профессионального образования История педагогики и
философии образования Общая и профессиональная
педагогика Методика воспитательной
работы Педагогические технологии
Методика профессионального обучения |
|
|
Безопасность |
|
|
жизнедеятельности |
|
|
Прикладная экономика |
Перечни дисциплин
отраслевой подготовки (для 030500.06) или специальных дисциплин (для 073700) |
Информационные системы в
управлении учебным процессом Мультимедиа технологии в образовании Дистанционные технологии в
образовании Мировые образовательные
ресурсы Психолого-педагогические
основы проектирования информационных систем в образовании Проектирование
информационных систем в образовании |
Языки и системы
программирования Компьютерные коммуникации и
сети Базы данных и управление
ими Мультимедиа Педагогические
программные средства |
Сроки освоения основной
образовательной программы при очной форме обучения (в неделях) |
|
|
- всего |
260 |
260 |
- теоретическое обучение |
172 |
176 |
- практики: |
16 |
28 |
- квалификационная по
рабочей профессии |
- |
8 |
-
технологическая |
- |
4 |
-
производственная |
4 |
- |
-
педагогическая |
- |
11 |
-
преддипломная |
12 |
5 |
- итоговая государственная
аттестация |
16 |
18 |
В образовательной программе специальности
“Информационные технологии в образовании” ключевую роль играют технические
дисциплины, причем центральной является дисциплина Проектирование информационных систем в образовании. Очевидно,
именно она представляет основной инструмент будущего инженера – специалиста по
разработке педагогических программных средств.
Центральной идеей
образовательных программ, реализуемых кафедрой ТПО СПбГУ ИТМО по обеим
рассматриваемым специальностям, является участие студентов в выполнении работ,
связанных с возможными направлениями будущей деятельности, и с задачами,
решаемыми университетом. Так, например, практически весь учебно-вспомогательный
персонал Межкафедрального компьютерного класса
естественнонаучного факультета состоит из студентов, обучающихся по специальности
“Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные
технологии)”. Они поддерживают работоспособность компьютеров, помогают в
проведении занятий, обучают школьников компьютерной грамотности. Наиболее
подготовленные студенты старших курсов проводят занятия со студентами младших
курсов по дисциплинам кафедры.
Студенты принимают
участие в разработке компьютерных обучающих программ, электронных учебников,
программ-навигаторов по Интернет, оригинал-макетов учебных изданий и газеты
Университета, реализации проекта компьютеризации библиотеки университета,
тестировании знаний абитуриентов по математике и физике.
Личные пристрастия студентов и их интересы в области
профессионального становления находят отражение в выпускных квалификационных
работах. Примерами работ, выполненных на кафедре в последние годы, являются:
·
Электронный
учебно-методический комплекс дисциплины “Педагогические технологии”;
·
WEB-сайт кафедры
технологий профессионального обучения для информационного сервера Университета
и его использование в профориентационной работе со
школьниками;
·
Компьютерная
информационно-справочная система по психологии межличностных отношений для
учителей средних школ;
·
Звуковое
сопровождение педагогических программных средств: Проектирование и методика
обучения;
·
Компьютерная
информационно-справочная система по экологической педагогике;
·
Web-сайт по
технологии трудоустройства выпускников специальности “Профессиональное обучение
(по отраслям)” и его использование в воспитательной работе со студентами;
·
Использование
проектного метода при обучении в микрогруппах (на
примере обучения комьютерным издательским
технологиям);
·
Компьютерная
модель инструментария для мониторинга воспитательной работы со студентами;
·
Использование
компьютерных технологий при организации и проведении конкурсов среди творческой
молодежи (на примере проекта “Будущее Санкт-Петербурга”);
·
Компьютерная
обучающая программа “Авторское право” и ее использование в образовании.
Как правило,
подготовка подобных выпускных работ занимает не три-четыре месяца, как положено
по учебному графику, а два-три года. Отсюда следует достаточно глубокая
проработка заданий. Преобладающее большинство работ сопровождается внедрением в
практику деятельности кафедры. Основные результаты работ, как правило, публикуются
в виде научных статей или докладов на научно-практических конференциях.
Для активизации
этой деятельности при кафедре ТПО создана студенческая кафедра, ежегодно
проводятся студенческие научно-практические конференции “Информационные
технологии в образовании”, печатаются сборники их материалов.
Представляется
весьма перспективным воспитание специалистов - разработчиков педагогических
программных средств, имеющих усиленную психолого-педагогическую подготовку.
Такие специалисты могли бы не только принимать участие в разработке современных
информационных технологий, но и выполнять функции профессиональных
консультантов по их внедрению в практику образовательных учреждений. Вариант
подготовки таких специалистов состоит в предоставлении студентам специальности
“Информационные технологии в образовании” возможности освоить параллельно с
основной образовательной программой дополнительную образовательную программу
получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы”. Этот
вариант опробован кафедрой ТПО совместно с ФПКП СПбГУ ИТМО.
Из числа выпускников
кафедры 30 % при итоговой аттестации получили дипломы с отличием, 69 % получили
оценки “отлично”, 27 % получили оценки “хорошо” и только 4 % получили оценки
“удовлетворительно” (табл. 2). Это свидетельствует о том, что выпускники
кафедры демонстрируют хорошую подготовку по всем циклам образовательной
программы специальности, хороший уровень знаний по основам педагогики и
психологии, высокий уровень владения современными компьютерными технологиями и
умение использовать их для решения поставленных педагогических, проектных и
научно-исследовательских задач.
Таблица 2. Результаты защит выпускных квалификационных работ по специальности “Профессиональное
обучение. Компьютерные технологии”
Год |
Всего |
Отл. |
Хор. |
Удовл. |
Количество дипломов с отличием |
1999 |
33 |
24 |
9 |
- |
11 |
2000 |
36 |
22 |
13 |
1 |
7 |
2001 |
44 |
31 |
10 |
3 |
16 |
2002 |
63 |
44 |
16 |
3 |
19 |
2003 |
|
|
|
|
|
2004 |
|
|
|
|
|
Всего |
176 |
121 |
48 |
7 |
53 |
Таблица 3. Статистика
трудоустройства выпускников специальности
“Профессиональное обучение. Компьютерные технологии”
Вид деятельности |
1999 |
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Профессиональное консультирование в области
использования компьютерных технологий |
8
(24%) |
5 (14%) |
6 (14%) |
8 (14%) |
16
(27%) |
Системные
администраторы |
3
(9%) |
4 (11%) |
8 (19%) |
9
(16%) |
7 (12%) |
Преподаватели в
образовательных учреждениях |
9
(27%) |
7 (19%) |
7 (16%) |
8
(14%) |
7 (12%) |
Сотрудники
издательств |
|
4 (11%) |
2 (5%) |
6
(10%) |
4 (6%) |
Другие виды работы по специальности |
8
(24%) |
8
(22%) |
11 (26%) |
16
(28%) |
13 (19%) |
Работают не по специальности |
4
(12%) |
7 (19%) |
8 (16%) |
11
(19%) |
12 (20%) |
Всего выпускников |
33 |
36 |
42 |
58 |
59 |
Статистика трудоустройства выпускников
кафедры представлена в табл. 3. Из нее видно, что все
выпускники нашли работу, причем достаточно многие - престижную. В каждом из
выпусков неработающими являются 2-3 человека, но это, как правило, молодые
женщины, не работающие по семейным обстоятельствам. Существенно, что выпускники
кафедры обладают профессиональной мобильностью и конкурентоспособностью. Это
подтверждается изменениями в их трудоустройстве и профессиональным ростом
(табл. 4). Как показывает анкетирование выпускников, их удачному
трудоустройству способствовали следующие обстоятельства:
-
двойная
квалификация (инженер-педагог);
-
хорошая
психолого-педагогическая подготовка;
-
высокий уровень
подготовки по специализации (компьютерные технологии).
Таблица 4. Профессиональная мобильность выпускников
кафедры ТПО
Работал ли до оконча-ния вуза |
Соответствует ли место
работы полученной специальности |
Изменял ли место работы |
Причина изменения |
Карьерный рост |
Удовлетворен ли местом работы |
16 |
Да - 22 |
9 |
Поиск более интересной - 4 Финансы 4 Повышение 1 |
Есть у 8 расширение обязанностей -11 |
Да - 16 частично - 5 |
Считаем, что опыт подготовки инженеров-педагогов в
области компьютерных технологий весьма полезно использовать в работе при
подготовке инженеров специальности “Информационные технологии в образовании”.
1.
Потеев М. И. Введение в
профессионально-педагогическую специальность: Учебное пособие. СПб.: ГИТМО
(ТУ), 1999. - 126 c.(Рекомендовано Советом УМО по
профессионально-педагогическому образованию).
2. Потеев
М. И. Информационные технологии в образовании: Введение в специальность:
Учебное пособие. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. – 196 с.
(Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию).