ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ

В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛЬНОСТОВ

ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ

 

Береснев А.Д., Горлушкина Н.Н., Потеев М.И., Стафеев С.К.

(Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, nagor@spb.runnet.ru)

 

В соответствии с приказом Минобразования России от 11.12.02 № 4350 в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики с 2003/2004 учебного года в экспериментальном порядке начата подготовка инженеров специальности 073700 “Информационные технологии в образовании”. Подготовка ведется по двум специализациям:

а) управление проектами в информационных образовательных системах;

в) аппаратно-программные комплексы образовательных систем.

Первую специализацию реализует кафедра технологий профессионального обучения (ТПО), вторую – кафедра компьютерных образовательных технологий.

Существенно, что кафедра ТПО к моменту открытия новой специальности накопила опыт подготовки инженеров-педагогов специальности 030500 «Профессиональное обучение» со специализацией “Компьютерные технологии”. По новым стандартам, эта специальность имеет шифр 030500.06 и называется “Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии”. Опишем использование этого опыта в работе по подготовке инженеров специальности “Информационные технологии в образовании”.

Особенности указанных специальностей достаточно подробно описаны в пособиях [1] и [2]. Их основные показатели представлены в табл. 1.

Основное отличие рассматриваемых специальностей состоит в квалификациях, присваиваемых выпускникам в результате освоения соответствующих образовательных программ. В первом случае это инженер, во втором случае – педагог профессионального обучения (по старым стандартам -  инженер-педагог).

Из табл. 1 видно, что образовательные программы рассматриваемых специальностей отличаются набором общих профессиональных и специальных дисциплин. Для сравнения целесообразно их объединить в группы психолого-педагогических и технических дисциплин. И, если первая группа имеет большее наполнение для специальности “Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)”, то для специальности “Информационные технологии в образовании”, наоборот, большее наполнение имеет вторая группа. Для нее в первую группу входит всего лишь одна дисциплина Психолого-педагогические основы проектирования информационных систем в образовании. Это говорит о том, что вопросы психолого-педагогической подготовки для студентов специальности “Информационные технологии в образовании” играют лишь вспомогательную роль.

В свою очередь, каждую из групп технических дисциплин  образовательных программ рассматриваемых специальностей целесообразно разбить на две подгруппы: в первой объединить дисциплины, связанные с информатикой, вычислительной техникой и компьютерными технологиями, во второй – дисциплины, связанные с использованием информационных технологий в образовании.

 

Таблица 1

 

Основные показатели образовательных программ специальностей

“Информационные технологии в образовании” и “Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)”

 

Показатели сравнения

Специальность

Информационные технологии в образовании

Профессиональное обучение

(информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)

Шифр специальности

073700

030500.06

Квалификация выпускника

инженер

педагог профессионального обучения

Нормативный срок освоения основной образовательной программы

5 лет

(в СПбГУ ИТМО – 5,5 лет)

5 лет

Объемы циклов дисциплин в часах

 

 

- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

1600

- общие математические и естественнонаучные дисциплины

1898

2060

- общие профессиональные дисциплины

2040

1620

- дисциплины отраслевой подготовки

-

3090

- специальные дисциплины

2074

-

- дисциплины специализаций

1224

1510

- факультативные дисциплины

(военная подготовка)

450

450

Всего часов теоретического обучения

8262

8820

Перечни общих профессиональных дисциплин федерального компонента

Электротехника и электроника

Метрология, стандартизация и сертификация

Безопасность жизнедеятельности Информационные технологии

Введение в профессионально-педагогическую специальность

Возрастная физиология и психофизиология

 

Теория информационных процессов и систем

Интеллектуальные информационные системы

Информационные сети Информационная безопасность и защита информации

Моделирование систем

Архитектура ЭВМ и систем

Операционные системы

Технология программирования

Компьютерная геометрия и

графика

Банки и базы данных

Общая психология

Психология профессионального образования

История педагогики и философии образования

Общая и профессиональная педагогика

Методика воспитательной работы

Педагогические технологии Методика профессионального обучения

 

 

Безопасность

 

 

жизнедеятельности

 

 

Прикладная экономика

Перечни дисциплин отраслевой подготовки (для 030500.06) или специальных дисциплин (для 073700)

Информационные системы в управлении учебным процессом

 Мультимедиа технологии в образовании

Дистанционные технологии в образовании

Мировые образовательные ресурсы

Психолого-педагогические основы проектирования информационных систем в образовании

Проектирование информационных систем в образовании

Языки и системы программирования

Компьютерные коммуникации и сети

Базы данных и управление ими

Мультимедиа Педагогические программные средства

Сроки освоения основной образовательной программы при очной форме обучения (в неделях)

 

 

 - всего

260

260

- теоретическое обучение

172

176

- практики:

16

28

- квалификационная по рабочей профессии

-

8

- технологическая

-

4

- производственная

4

-

- педагогическая

-

11

- преддипломная

12

5

- итоговая государственная аттестация

16

18

 

В образовательной программе специальности “Информационные технологии в образовании” ключевую роль играют технические дисциплины, причем центральной является дисциплина Проектирование информационных систем в образовании. Очевидно, именно она представляет основной инструмент будущего инженера – специалиста по разработке педагогических программных средств.

Центральной идеей образовательных программ, реализуемых кафедрой ТПО СПбГУ ИТМО по обеим рассматриваемым специальностям, является участие студентов в выполнении работ, связанных с возможными направлениями будущей деятельности, и с задачами, решаемыми университетом. Так, например, практически весь учебно-вспомогательный персонал Межкафедрального компьютерного класса естественнонаучного факультета состоит из студентов, обучающихся по специальности “Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)”. Они поддерживают работоспособность компьютеров, помогают в проведении занятий, обучают школьников компьютерной грамотности. Наиболее подготовленные студенты старших курсов проводят занятия со студентами младших курсов по дисциплинам кафедры.

Студенты принимают участие в разработке компьютерных обучающих программ, электронных учебников, программ-навигаторов по Интернет, оригинал-макетов учебных изданий и газеты Университета, реализации проекта компьютеризации библиотеки университета, тестировании знаний абитуриентов по математике и физике.

Личные пристрастия студентов и их интересы в области профессионального становления находят отражение в выпускных квалификационных работах. Примерами работ, выполненных на кафедре в последние годы, являются:

·        Электронный учебно-методический комплекс дисциплины “Педагогические технологии”;

·        WEB-сайт кафедры технологий профессионального обучения для информационного сервера Университета и его использование в профориентационной работе со школьниками;

·        Компьютерная информационно-справочная система по психологии межличностных отношений для учителей средних школ;

·        Звуковое сопровождение педагогических программных средств: Проектирование и методика обучения;

·        Компьютерная информационно-справочная система по экологической педагогике;

·        Web-сайт по технологии трудоустройства выпускников специальности “Профессиональное обучение (по отраслям)” и его использование в воспитательной работе со студентами;

·        Использование проектного метода при обучении в микрогруппах (на примере обучения комьютерным издательским технологиям);

·        Компьютерная модель инструментария для мониторинга воспитательной работы со студентами;

·        Использование компьютерных технологий при организации и проведении конкурсов среди творческой молодежи (на примере проекта “Будущее Санкт-Петербурга”);

·        Компьютерная обучающая программа “Авторское право” и ее использование в образовании.

Как правило, подготовка подобных выпускных работ занимает не три-четыре месяца, как положено по учебному графику, а два-три года. Отсюда следует достаточно глубокая проработка заданий. Преобладающее большинство работ сопровождается внедрением в практику деятельности кафедры. Основные результаты работ, как правило, публикуются в виде научных статей или докладов на научно-практических конференциях.

Для активизации этой деятельности при кафедре ТПО создана студенческая кафедра, ежегодно проводятся студенческие научно-практические конференции “Информационные технологии в образовании”, печатаются сборники их материалов.

Представляется весьма перспективным воспитание специалистов - разработчиков педагогических программных средств, имеющих усиленную психолого-педагогическую подготовку. Такие специалисты могли бы не только принимать участие в разработке современных информационных технологий, но и выполнять функции профессиональных консультантов по их внедрению в практику образовательных учреждений. Вариант подготовки таких специалистов состоит в предоставлении студентам специальности “Информационные технологии в образовании” возможности освоить параллельно с основной образовательной программой дополнительную образовательную программу получения дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы”. Этот вариант опробован кафедрой ТПО совместно с ФПКП СПбГУ ИТМО.

Из числа выпускников кафедры 30 % при итоговой аттестации получили дипломы с отличием, 69 % получили оценки “отлично”, 27 % получили оценки “хорошо” и только 4 % получили оценки “удовлетворительно” (табл. 2). Это свидетельствует о том, что выпускники кафедры демонстрируют хорошую подготовку по всем циклам образовательной программы специальности, хороший уровень знаний по основам педагогики и психологии, высокий уровень владения современными компьютерными технологиями и умение использовать их для решения поставленных педагогических, проектных и научно-исследовательских задач.

 

Таблица 2. Результаты защит выпускных квалификационных работ по специальности “Профессиональное обучение. Компьютерные технологии”

 

Год

Всего

Отл.

Хор.

Удовл.

Количество дипломов с отличием

1999

33

24

9

-

11

2000

36

22

13

1

 7

2001

44

31

10

3

16

2002

63

44

16

3

19

2003

 

 

 

 

 

2004

 

 

 

 

 

Всего

176

121

48

7

53

 

Таблица 3. Статистика трудоустройства выпускников специальности

“Профессиональное обучение. Компьютерные технологии”

 

Вид деятельности

1999

2000

2001

2002

2003

Профессиональное консультирование в области использования компьютерных технологий

8 (24%)

 

5 (14%)

 

6 (14%)

 

8 (14%)

 

16 (27%)

 

Системные администраторы

3 (9%)

4 (11%)

8 (19%)

9 (16%)

7 (12%)

Преподаватели в образовательных учреждениях

9 (27%)

7 (19%)

7 (16%)

8 (14%)

7 (12%)

Сотрудники издательств

 

4 (11%)

2 (5%)

6 (10%)

4 (6%)

Другие виды работы

по специальности

8 (24%)

8 (22%)

11 (26%)

16 (28%)

13 (19%)

Работают не

по специальности

4 (12%)

7 (19%)

8 (16%)

11 (19%)

12 (20%)

Всего выпускников

33

36

42

58

59

 

Статистика трудоустройства выпускников кафедры представлена в табл. 3. Из нее видно, что все выпускники нашли работу, причем достаточно многие - престижную. В каждом из выпусков неработающими являются 2-3 человека, но это, как правило, молодые женщины, не работающие по семейным обстоятельствам. Существенно, что выпускники кафедры обладают профессиональной мобильностью и конкурентоспособностью. Это подтверждается изменениями в их трудоустройстве и профессиональным ростом (табл. 4). Как показывает анкетирование выпускников, их удачному трудоустройству способствовали следующие обстоятельства:

-         двойная квалификация (инженер-педагог);

-         хорошая психолого-педагогическая подготовка;

-         высокий уровень подготовки по специализации (компьютерные технологии).

 

Таблица 4. Профессиональная мобильность выпускников кафедры ТПО

 

Работал ли до оконча-ния вуза

Соответствует ли место работы полученной специальности

Изменял ли место работы

Причина изменения

Карьерный рост

Удовлетворен ли местом работы

16

Да - 22

9

Поиск более интересной - 4

Финансы 4

Повышение 1

Есть у 8

расширение обязанностей -11

Да - 16

частично - 5

 

Считаем, что опыт подготовки инженеров-педагогов в области компьютерных технологий весьма полезно использовать в работе при подготовке инженеров специальности “Информационные технологии в образовании”.

 

 

1. Потеев М. И. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учебное пособие. СПб.: ГИТМО (ТУ), 1999. - 126 c.(Рекомендовано Советом УМО по профессионально-педагогическому образованию).

 2. Потеев М. И. Информационные технологии в образовании: Введение в специальность: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2004. – 196 с. (Рекомендовано УМО по университетскому политехническому образованию).

 



Hosted by uCoz