ПРОГРАММЫ “ИКТ в школах” СНГ

В.А.Каймин (Москва), Н.А.Исмаилов (Баку)

            Победы команд России, Белоруссии, Азербайджана и Укра­ины в чем­пио­натах по программированию и олим­пиадах по инфор­­матике говорят о высоком уровне компьютерной подготовки в странах СНГ [ 1, 2 ].

            Базой побед наших студентов и школьников является общеобразовательный курс информатики, введенный в средних школах наших стран еще в конце 80-х годов прошедшего века [ 4, 5 ].

            Основной целью курса информатики в наших странх с самого начала было обучение всех учащихся средних школ компьютерной грамот­ности - умений читать, писать и искать информацию с помощью ЭВМ.

            Установка компьютеров во всех школах Казах­стана, России и Азер­бай­джана создало реальную базу для обучения компьютерной грамотности и умению искать информацию в Интернет для всех учащихся без исключения.

            Подключение к Интернет всех школ и установка компьютерных классов   создает предпосылки для полного внедрения программ “ИКТ в школах” и новейших технологий обучения в системе образования наших стран.

            ПрограммыИКТ в школах” - программы внедрения Интернет (информа­ци­онных и коммуникационных технологий) [ 1 ]  приняты в России, Казахстане, Азербайджане, Белоруссии и Украине.

            В основе программ внедрения ИКТ лежат программы обще­образо­вательных курсов информатики, отработанные в СНГ еще в конце 80 - начале 90-ых годов прошедшего ХХ века [ 2, 3 ].

            Качественно новым явлением в постановке курса информатики в наших странах стало внедрение единого государственного экзамена по информатике на основе обязательного минимума содержания данного курса.

            Для российских школ с компьютерными классами обязательный минимум содер­­жания курса инфор­матики включает следующие вопросы:

                        1. Понятие информации

                        2. Информационные процессы

                        3. Персональные ЭВМ

                        4. Операционные системы

                        5. Компьютерные сети

                        6. Электронная почта

                        7. Поиск информации

                        8. Основы логики

                        9. Редакторы текстов

                        10. Публикация информации

                        11. Электронные таблицы

                        12. Технология баз данных

                        13. Основы алгоритмизации

                        14. Элементы программирования

                        15. Технология программирования

            Особенность программы - сдача выпускных экзаменов по информатике с обязательным использованием ЭВМ для подтверждения учащимися компь­ютер­ной грамотности и знаний основ информатики в форме тестов на ЭВМ.

            Качественным отличием программ ИКТ СНГ, отличающих от программ западных стран, является включение тем “алгоритмизация” и “решение задач на ЭВМ”, введеных еще в самых первых отечественных учебниках информатики.

            Основы алгоритмизации, изучаемые в средних школах СНГ, и является клю­чом к победам наших школьников и студентов на международных олимпиадах и чемпионатах по информатике и программированию.

            Для вузовских программ включение ИКТ означает изучение большего объема и освоения Интернет-Технологий - технологии дистанционного обучения, электронной коммерции и публикаций в Интернет [ 2,3 ].

            Студенты вузов при освоении ИКТ должны приобретать более высокий уровень информационной культуры - культуры поиска и предо­ставления инфор­мации в глобальной компьютерной сети Интернет.

            Для студентов вузов необходимо освоение методов эффективного поиска инфор­ма­ции, умений читать информацию и вести переписку на английском языке, умений подготовки, редактирования и публикации информации в Интернет.

            Стремительная смена операционных систем и информационных технологий, опережающая период подготовки в вузах требует включения на последних курсах обучения спецкурсов типа “Современные информационные технологии”.

            Система образования стран СНГ стоит перед выбором из двух операци­онных систем мирового класса - коммерческой операционной системы Windows и свободно распространяемой операционной системы Linux.

            Windows - высокого класса операционная система, требующая приобретения сетевых лицензий для компьютерных классов вместе с лицензиями на офисный пакет программ MS Office обучения компьютерной грамотности.

            Linux - простая и надежная операционная система, не требующая прио­бретения никаких лицензий ни на операционную систему, ни на офисный пакет программ OpenOffice для обучения компьютерной грамотности.

            Для обучения основам алгоритмизации в России и Украине в конце 80-ых - начале 90-ых годов был принято использование псевдокода - языка записи алгоритмов на русском и украинском языке по выбору учащихся.

            Результаты - систематические победы российских, белорусских и украин­ских студентов, исполь­зующих усовершенствованные методы разработки IBM на чемпионатах мира, где генеральным спонсором является фирмы IBM.

            Активность учащихся при освоении ИКТ неминуемо поставит вопросы обеспечения информационной безопасности - защиты компь­ютерных от вирусов и спама, а школьников и студентов - от порносайтов и кибертерроризма.

            По данным лаборатории Касперского ежедневно регистрируются около 5 новых вирусов. Поэтому защита от компьютерных вирусов должна обновляться как минимум еженедельно.

            Компанией SurfControl зарегистрировано более 500 тысяч сайтов непра­во­мерного содержания. В Российском Интернет этой компанией еже­недельно реги­стрируется 5 тысяч сайтов неправомерного содержания.

            Более             40 стран Европы, Америки и Азии подписали в 2001 году Европей­скую Конвенцию о борьбе с киберпреступностью, направленную на объединение государств в борьбе с трансграничными компьютерными правонарушениями.

            Согласно Конвенции о киберпреступности детская порнография является уголовным преступлением во всех странах Европы и развитых странах Америки и Азии, в том числе - в Азербайджане.

            Уголовным преступлениями в Конвенции признаны:

            1) производство детской порнографии для распространения через Интернет,

            2) предоставление детской порнографии в сетях ЭВМ,

            3) распространение детской порнографии в сети Интернет,

            4) приобретение детской порнографии для себя или других,

            5) владение детской порнографией, находящейся в ЭВМ.

            Для стран СНГ внедрение программ “ИКТ в школах” потребует принятия Европейской конвенции о киберпреступности, либо принятие аналогичных законов по борьбе с киберпреступностью в свое законодательство.

            Внедрение программ ИКТ в систему образования потребует как повышения квалификации действующего корпуса преподавателей, так и подготовки специа­листов по ИТО  ( Интернет-Технологий в Образовании ).

            Задачи специалистов ИТО - развертывание локальных и региональных сетей ЭВМ для поддержания надежной и устойчивой работы Интернет- и Интранет-технологий в школах и вузах и органах управления образованием.

            Для региональных сетей обслуживания школ для реализации программ ИКТ становится критически необходимым создание образовательных порталов для размещения школьных и региональных информационных ресурсов.

            Образовательные порталы России - примеры федеральных образовательных информационно-справочных порталов с учебными планами, программами и учебно-методическими материалами по высшему и среднему образованию [ 7 ].

            Электронный Университет WDU - пример университетского портала, для подготовки разработчиков и менеджеров в области электронной коммерции и корпо­ративных информационных систем.

            Основная миссия WDU /  Всемирного Распределенного Университета / - подготовка магистров и докторов в области Интернет-технологий, электронной коммерции в соответствии с мировыми стандартами ИКТ.

            Выпускники WDU получают дипломы докторов и магистров за выполнение IT-проектов и международные сертификаты web-мастеров, web-про­граммистов и project-менеджеров за выполнение Интернет-проектов.

 

            Литература.

1. Образование в информационном обществе ХХI века. М., Информациология, 2003

2. Каймин В.А. Информатика. Учебник для вузов. М., ИНФРА-М, 2004.

3. Касаев Б.С., Каймин В.А. Информатика. Практикум на ЭВМ. ИНФРА-М, 2003.

4. Каймин В.А. и др. Основы информатики и ВТ. Пробный учебник для средних           школ. М., Просвещение, 1989-90.

5. Каймiн В.А та iн. Основи iнформатики та ОТ. Пробний пiдручник для середноi          школи. Кiев. Освiта. 1995.

6. Каймин В.А. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов. М., АСТ, 1997.

7. Образовательные Интернет-ресурсы. М., Просвещение, 2004.

8.  Электронный Университет WDU.  Интернет-портал  http://wdu.da.ru

 

 

                                                                                  Ó В.А.Каймин, 2004

 



Hosted by uCoz