Правовая культура в преподавании ИКТ

Резанов Е.А., аспирант РГУФК, e.r.77@rambler.ru

 

Интернет и компьютерные технологии (ИКТ) в последние годы стали не только универсальным средством получения информации, но и способом выражения идей, творческих  возможностей, источником заработка значительных материальных средств. И данные тенденции продолжают развиваться.

Растущая роль сети была подчеркнута в принятой 22 июля 2000 года на саммите G-8 Окинавской хартии глобального информационного общества. Как отмечается в Хартии, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

Информационно-коммуникационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики». Действительность такова, что дальнейшее существование общества без развития иформационно-коммуникационной сферы невозможно. [10 ]

В декабре 2003 г. впервые в истории человечества лидеры 150 стран мира собрались в Женеве на Всемирный саммит по информационному обществу для обсуждения глобальной задачи нового тысячелетия – построения информационного общества. Были приняты два документа, подписанных, в том числе и Россией, – «Декларация принципов» и «План действий».

В «Декларации принципов», в частности, заявлено об общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие человечества информационное общество. В таком обществе каждый человек имеет возможность создавать информацию и знания, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы обеспечить отдельным лицам, общинам и народам условия для максимально полной реализации своего потенциала. Это должно содействовать их устойчивому развитию и повышению качества жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, при соблюдении в полном объеме принципов Всеобщей декларации прав человека.

Как известно, информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), становятся доминирующими в экономическом развитии, растут более быстрыми темпами и являются источником новых рабочих мест. [7]

Активный приход коммерческих проектов в Сеть поднял вопрос их правового обеспечения. В связи с этим активизировались процессы законотворческой деятельности, направленные на урегулирование как всего Рунета, так и отдельных его аспектов.

Основными проблемами, решение которых необходимо на правовом уровне являются:

1. Защита общества от воздействия недоброкачественной информации

2. Защита информации от несанкционированного доступа всеми способами - техническими, программными, организационными и правовыми (электронная подпись, криптография, защита баз и банков данных и т.п.).

3. Развитие новых форм и видов деятельности в информационных сетях.

4. Предупреждение новых видов преступлений в информационном пространстве и борьбу с ними.

Традиционные системы национальных информационных законодательств, существующие ныне в странах ЕС и мира, претерпевают серьезные изменения при вхождении стран в информационное общество.
Можно выделить три главные причины этого:

1. Трансграничные сети, в том числе и Интернет, ломают, а точнее ликвидируют географические и геополитические границы, в связи с чем происходит столкновение в информационном пространстве национальных законодательств. В информационном пространстве действуют пять субъектов права: создатель информации, поставщик информации в сеть, "передатчик" информации по сети, "приемник" и "распределитель" информации, потребитель информации из сети. Именно между ними и распределены права, обязанности и ответственность за все, что происходит в системе. А если представить себе, что по одному и тому же делу, например, возникшему в связи с выявлением запрещенной для использования информации, выступает вся эта "цепочка" субъектов, да учесть еще, что все они могут быть представителями разных стран, в которых действуют разные нормы, в том числе и разная степень ответственности за такие правонарушения, то становится ясным, в чем суть проблемы.

2. Телекоммуникации создают новые возможности для труда (бизнеса), отдыха и развлечений. Так, в программах перечисляются многие виды деятельности в сетях - бизнес, работа на дому с использованием возможностей информационных сетей (во всех областях - даже на госслужбе), медицина, отдых, образование и воспитание и т.п. Изменяются и формы деятельности в традиционных отраслях (транспорт, связь, экология и др.). Следует обратить также внимание и на то, что телекоммуникации опосредованно содействуют изменению условий жизни и существования человека. Например, способствуют разгрузке транспортных потоков и как следствие - сокращению расхода запасов горючего и улучшению экологической обстановки в городах.
Все это ведет к возникновению новых и трансформации сложившихся общественных отношений, не урегулированных правом и требующих такого урегулирования.

3. Появляются и новые формы компьютерных преступлений, что требует пересмотра законодательства об ответственности за такие преступления.

Сложившаяся ситуация требует от пользователей Интернета наличие особого рода культуры - информационной. Процесс ее формирования имеет два основных аспекта: это, с одной стороны, знание «технической стороны» использования современных информационно-коммуникационных технологий, а с другой - знания того что можно, а что нельзя делать в сети с точки зрения права, стремления уважать права других пользователей, осознавать правовые последствия своих действий. А эти моменты, в свою очередь, являются неотъемлемыми компонентами правовой культуры.

Правовая культура - неотъемлемая часть общей куль­туры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Ее формирование не есть обособленный процесс от развития дру­гих видов культуры - политической, моральной, эстетической, -  это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соедине­ние с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, т.е. ставит человека в центр экономических, социальных, по­литических, культурных процессов.

Отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, правовая культура объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.

Таким образом, «Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества». [1]

Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, то есть умение использовать законы в практической жизни, а также высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей. Она предполагает атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовую активность.

Необходимым элементом правовой культуры является высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники, результатом чего становится наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.

Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.

Уровень правовой культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования.[3]

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

·        правовую культуру личности;

·        правовую культуру общества;

·        правовую культуру профессиональной группы.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

 Правовая культура личности не есть прямая проекция или миниатюрный вариант правовой культуры общества. Правовая культура личности является относительно самостоятельным образованием, которое складывается в результате взаимодействия различных специфических социальных и психических регуляторов.

Личные потребности и интересы, социальное положение, практикуемые индивидом стереотипы правовой деятельности, конкретные черты воспитания, образования, особенности мировосприятия, исповедуемая религия, самооценка, индивидуальные психофизиологические параметры - таков неполный перечень тех моментов в целостной жизни индивида, под совокупным влиянием которых и складывается его правовая культура.

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества. Она определяется следующими обстоятельствами:

1.                      уровнем правосознания граждан и должностных лиц, их убежденностью следовать правовым нормам;

2.                      уровнем совершенствования законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость);

3.                      уровнем законности и правопорядка;

4.                      уровнем работы правоохранительных органов;

5.                      уровнем развития юридической техники;

6.                      уровнем правотворческой и правореализующей культуры.

Правовая культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, профессионально занимающейся какой-либо деятельностью, для осуществления которой требуется специальное образование и практическая подготовка.

Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности.[11]

Основным средством формирования и повышения уровня правовой культуры граждан (в том числе и пользователей Интернет) является правовое воспитание представляющее собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Целями правового воспитания являются:

1.                      достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;

2.                      повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

3.                      создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

К методам правового воспитания относятся правовое просвещение и образование. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры.  Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.[5]

Внедрение Интернет в учебных заведениях открывает не только доступ к ресурсам глобальной сети Интернет, но и ситуации, связанные с порносайтами, компьютерными вирусами и компьютерными правонарушениями. Более 40 стран Европы, Америки и Азии подписали в 2001 году Европейскую конвенцию о борьбе с киберпреступностью, направленную на объединение государств в борьбе с трансграничными компьютерными правонарушениями. Для стран СНГ внедрение программ «ИКТ в школах и ВУЗах» потребует принятия Европейской конвенции о киберпреступности, либо принятие аналогичных законов по борьбе с киберпреступностью в свое законодательство.[4]

В связи с этим давно назрела необходимость создания целостной системы образования, основывающейся на достижениях мирового и отечественного опыта в сфере ИКТ, учитывающей национальную и региональную специфику, с акцентом на повышение уровня информационно-правовой культуры общества путем популяризации основных идей и возможностей информационного общества через СМИ, введение новых специализаций при подготовке кадров и подготовка учебных пособий для специалистов технических, гуманитарных и юридических вузов и т.п.

В современном российском государстве уровень правовой культуры, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, что естественным образом отражается и на Российском сегменте всемирной «паутины». Необходимо многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания правового режима пользования Рунетом. Среди перечня необходимых действий особо выделяются:

·        принятие мер по соблюдению норм информационного законодательства (подзаконные акты, создание структур, обеспечивающих их реализацию, подготовка комментариев и т.п.);

·        активное участие в деятельности на международном уровне по вопросам изменения основных норм информационного законодательства с целью гармонизации процессов вхождения стран в международное информационное сообщество.

В настоящее время все более распространяется осознание того, что право на информацию – одно из естественных, фундаментальных прав личности. В статье 19 Всеобщей декларации прав человека утверждено право каждого человека на свободу убеждений, их свободное выражение, что предполагает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию. Однако почему-то большинством российских пользователей это было воспринято как возможность делать всё что заблагорассудится, невзирая ни на какие нормы, что является в корне неверным и в скором времени может существенно затруднить интеграцию России в мировое информационное сообщество (не говоря уже о том, какой сейчас у нашей страны имидж среди пользователей ИКТ).

Одним вариантом выхода в сравнительно короткие сроки из сложившейся ситуации «вседозволенности» в российской части Интернета является электронное обучение, которое обеспечивает повсеместную доступность образования вне зависимости от места проживания, а порой и материальной обеспеченности обучаемого.

Включение в программу курсов Университетов дисциплины «Компьютерное право» и соответствующий контроль за её усвоением могут в относительно короткие сроки существенно повысить уровень правовой, а соответственно и информационной культуры пользователей. Причем желательно обязать изучать подобную дисциплину уже с самых первых семестров, как например это было сделано в WDU. Так по адресу http://bak2.narod.ru/complawbk.html мы попадаем на страницу, посвященную этой дисциплине, где можно ознакомиться как с программой дисциплины, так и с её содержанием.

 

Литература

1.                      Большой юридический словарь. Под ред. Головина А.В., - М.: Наука, 2000.

2.                      Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998.

3.                      Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый Юрист, 1998.

4.                      Информационные Технологии в Образовании. Труды Школы-семинара. М., МПГУ, 26-28 января 2005.

5.                      Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская юстиция. 1997. №7.

6.                      Колдаев Н. П. Некоторые проблемы законотворчества и его эффективности// СибЮрВестник, 1999 № 4.

7.                      Копылов В.А. Информационное право. М., 2002

8.                      Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988.

9.                      Правовая культура России на рубеже столетий. Обзор Всероссийской научной конференции.// Государство и право, 2000 № 10.

10.                  Серго А. Интернет и право. М., Бестселлер, 2003.

11.                  Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

12.                  http://wduniv.newmail.ru/

 

© Резанов Е.А., 2005.

 



Hosted by uCoz