Правовая
культура в преподавании ИКТ
Резанов Е.А., аспирант РГУФК, e.r.77@rambler.ru
Интернет и компьютерные технологии (ИКТ) в последние годы стали не только универсальным средством получения информации, но и способом выражения идей, творческих возможностей, источником заработка значительных материальных средств. И данные тенденции продолжают развиваться.
Растущая роль сети была подчеркнута в принятой 22 июля 2000 года на саммите G-8 Окинавской хартии глобального информационного общества. Как отмечается в Хартии, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.
Информационно-коммуникационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики». Действительность такова, что дальнейшее существование общества без развития иформационно-коммуникационной сферы невозможно. [10 ]
В декабре
В «Декларации принципов», в частности, заявлено об общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие человечества информационное общество. В таком обществе каждый человек имеет возможность создавать информацию и знания, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы обеспечить отдельным лицам, общинам и народам условия для максимально полной реализации своего потенциала. Это должно содействовать их устойчивому развитию и повышению качества жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, при соблюдении в полном объеме принципов Всеобщей декларации прав человека.
Как известно, информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), становятся доминирующими в экономическом развитии, растут более быстрыми темпами и являются источником новых рабочих мест. [7]
Активный приход коммерческих проектов в Сеть поднял вопрос их правового обеспечения. В связи с этим активизировались процессы законотворческой деятельности, направленные на урегулирование как всего Рунета, так и отдельных его аспектов.
Основными проблемами, решение которых необходимо на правовом уровне являются:
1. Защита общества от воздействия недоброкачественной информации
2. Защита информации от несанкционированного доступа всеми способами - техническими, программными, организационными и правовыми (электронная подпись, криптография, защита баз и банков данных и т.п.).
3. Развитие новых форм и видов деятельности в информационных сетях.
4. Предупреждение новых видов преступлений в информационном пространстве и борьбу с ними.
Традиционные
системы национальных информационных законодательств, существующие ныне в
странах ЕС и мира, претерпевают серьезные изменения при вхождении стран в
информационное общество.
Можно выделить три главные причины этого:
1. Трансграничные сети, в том числе и Интернет, ломают, а точнее ликвидируют географические и геополитические границы, в связи с чем происходит столкновение в информационном пространстве национальных законодательств. В информационном пространстве действуют пять субъектов права: создатель информации, поставщик информации в сеть, "передатчик" информации по сети, "приемник" и "распределитель" информации, потребитель информации из сети. Именно между ними и распределены права, обязанности и ответственность за все, что происходит в системе. А если представить себе, что по одному и тому же делу, например, возникшему в связи с выявлением запрещенной для использования информации, выступает вся эта "цепочка" субъектов, да учесть еще, что все они могут быть представителями разных стран, в которых действуют разные нормы, в том числе и разная степень ответственности за такие правонарушения, то становится ясным, в чем суть проблемы.
2.
Телекоммуникации создают новые
возможности для труда (бизнеса), отдыха и развлечений. Так, в программах
перечисляются многие виды деятельности в сетях - бизнес, работа на дому с
использованием возможностей информационных сетей (во всех областях - даже на госслужбе), медицина, отдых, образование и воспитание и
т.п. Изменяются и формы деятельности в традиционных отраслях (транспорт, связь,
экология и др.). Следует обратить также внимание и на то, что телекоммуникации
опосредованно содействуют изменению условий жизни и существования человека.
Например, способствуют разгрузке транспортных потоков и как следствие -
сокращению расхода запасов горючего и улучшению экологической обстановки в
городах.
Все это ведет к возникновению новых и трансформации сложившихся общественных
отношений, не урегулированных правом и требующих такого урегулирования.
3. Появляются и новые формы компьютерных преступлений, что требует пересмотра законодательства об ответственности за такие преступления.
Сложившаяся ситуация требует от пользователей Интернета наличие особого рода культуры - информационной. Процесс ее формирования имеет два основных аспекта: это, с одной стороны, знание «технической стороны» использования современных информационно-коммуникационных технологий, а с другой - знания того что можно, а что нельзя делать в сети с точки зрения права, стремления уважать права других пользователей, осознавать правовые последствия своих действий. А эти моменты, в свою очередь, являются неотъемлемыми компонентами правовой культуры.
Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа. Ее формирование не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, - это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединение с ответственностью перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение ее достоинства, т.е. ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.
Отражая уровень правовой цивилизованности общества
и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем,
правовая культура объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, -
право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной
деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую
память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным,
экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой
жизни.
Таким образом, «Правовая
культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности
государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и
соблюдение права каждым отдельным членом общества». [1]
Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и
гражданами юридических норм, их правовую грамотность, то есть умение
использовать законы в практической жизни, а также высокую степень уважения
авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для
нормального функционирования цивилизованного сообщества людей. Она предполагает
атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю
потребность к соблюдению закона и социально-правовую активность.
Необходимым элементом правовой культуры
является высокий уровень правотворческой
деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве
новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы
подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование
выработанных мировой практикой правил законодательной техники, результатом чего
становится наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные
сферы отношений, беспробельного, внутренне
непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости,
высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности
и информационной обеспеченности.
Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.
Уровень правовой культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования.[3]
В зависимости от носителя правовой культуры
различают:
·
правовую
культуру личности;
·
правовую
культуру общества;
· правовую культуру профессиональной группы.
Правовая
культура личности - это
обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно -
правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая
культура личности не есть прямая проекция или миниатюрный вариант правовой
культуры общества. Правовая культура личности является относительно
самостоятельным образованием, которое складывается в результате взаимодействия
различных специфических социальных и психических регуляторов.
Личные потребности и интересы, социальное
положение, практикуемые индивидом стереотипы правовой деятельности, конкретные
черты воспитания, образования, особенности мировосприятия, исповедуемая
религия, самооценка, индивидуальные психофизиологические параметры - таков
неполный перечень тех моментов в целостной жизни индивида, под совокупным
влиянием которых и складывается его правовая культура.
Правовая
культура общества - часть общей культуры, представляющая
собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и
относящихся к правовой реальности данного общества. Она определяется следующими
обстоятельствами:
1.
уровнем
правосознания граждан и должностных лиц, их убежденностью следовать правовым
нормам;
2.
уровнем
совершенствования законодательства (научная обоснованность, эффективность,
справедливость);
3.
уровнем
законности и правопорядка;
4.
уровнем
работы правоохранительных органов;
5.
уровнем
развития юридической техники;
6.
уровнем
правотворческой и правореализующей культуры.
Правовая культура общества является
результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и
других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода
активности и в целом для правовой культуры личности.
Профессиональная
правовая культура - одна из
форм культуры, свойственная общности людей, профессионально занимающейся
какой-либо деятельностью, для осуществления которой требуется специальное
образование и практическая подготовка.
Профессиональной правовой культуре присуща
более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих
областях профессиональной деятельности.[11]
Основным
средством формирования и повышения уровня правовой культуры граждан (в том
числе и пользователей Интернет) является правовое воспитание представляющее
собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц,
общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в
сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов,
поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих
правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании
юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание
индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права,
стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.
Целями правового воспитания являются:
1.
достижение прочных
знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в
первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с
древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание,
расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его
нарушение;
2. повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
3. создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.
К методам правового воспитания относятся правовое
просвещение и образование. Процесс распространения правовых знаний служит росту
общей правовой культуры. Формирование
позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и
обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой
культуры.[5]
Внедрение Интернет в учебных заведениях открывает не только доступ к ресурсам глобальной сети Интернет, но и ситуации, связанные с порносайтами, компьютерными вирусами и компьютерными правонарушениями. Более 40 стран Европы, Америки и Азии подписали в 2001 году Европейскую конвенцию о борьбе с киберпреступностью, направленную на объединение государств в борьбе с трансграничными компьютерными правонарушениями. Для стран СНГ внедрение программ «ИКТ в школах и ВУЗах» потребует принятия Европейской конвенции о киберпреступности, либо принятие аналогичных законов по борьбе с киберпреступностью в свое законодательство.[4]
В связи с этим давно назрела
необходимость создания целостной системы образования, основывающейся на
достижениях мирового и отечественного опыта в сфере ИКТ, учитывающей
национальную и региональную специфику, с акцентом на повышение уровня
информационно-правовой культуры общества путем популяризации основных идей и
возможностей информационного общества через СМИ, введение новых специализаций
при подготовке кадров и подготовка учебных пособий для специалистов
технических, гуманитарных и юридических вузов и т.п.
В современном российском государстве уровень правовой культуры, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, что естественным образом отражается и на Российском сегменте всемирной «паутины». Необходимо многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания правового режима пользования Рунетом. Среди перечня необходимых действий особо выделяются:
·
принятие мер по соблюдению норм информационного
законодательства (подзаконные акты, создание структур, обеспечивающих их
реализацию, подготовка комментариев и т.п.);
·
активное участие в
деятельности на международном уровне по вопросам изменения основных норм
информационного законодательства с целью гармонизации процессов вхождения стран
в международное информационное сообщество.
В настоящее время
все более распространяется осознание того, что право на информацию – одно из
естественных, фундаментальных прав личности. В статье 19 Всеобщей декларации
прав человека утверждено право каждого человека на свободу убеждений, их
свободное выражение, что предполагает свободу беспрепятственно придерживаться
своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию. Однако
почему-то большинством российских пользователей это было воспринято
как возможность делать всё что заблагорассудится, невзирая ни на какие нормы,
что является в корне неверным и в скором времени может существенно затруднить
интеграцию России в мировое информационное сообщество (не говоря уже о том,
какой сейчас у нашей страны имидж среди пользователей ИКТ).
Одним вариантом
выхода в сравнительно короткие сроки из сложившейся ситуации «вседозволенности»
в российской части Интернета является электронное
обучение, которое обеспечивает повсеместную доступность образования вне
зависимости от места проживания, а порой и материальной обеспеченности
обучаемого.
Включение в программу курсов Университетов дисциплины «Компьютерное право» и соответствующий контроль за её усвоением могут в относительно короткие сроки существенно повысить уровень правовой, а соответственно и информационной культуры пользователей. Причем желательно обязать изучать подобную дисциплину уже с самых первых семестров, как например это было сделано в WDU. Так по адресу http://bak2.narod.ru/complawbk.html мы попадаем на страницу, посвященную этой дисциплине, где можно ознакомиться как с программой дисциплины, так и с её содержанием.
Литература
1.
Большой юридический словарь. Под ред. Головина А.В., - М.: Наука, 2000.
2.
Васильев В.А. Юридическая психология – СП б.: Питер Ком, 1998.
3.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для
юридических вузов. М.: Новый Юрист, 1998.
4.
Информационные Технологии в Образовании. Труды Школы-семинара. М., МПГУ, 26-28 января 2005.
5. Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская юстиция. 1997. №7.
6. Колдаев Н. П. Некоторые проблемы законотворчества и его эффективности// СибЮрВестник, 1999 № 4.
7. Копылов В.А. Информационное право. М., 2002
8. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988.
9. Правовая культура России на рубеже столетий. Обзор Всероссийской научной конференции.// Государство и право, 2000 № 10.
10. Серго А. Интернет и право. М., Бестселлер, 2003.
11. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
© Резанов Е.А., 2005.