Олимпиады и экзамены по информатике
В.А.Каймин, профессор, доктор
компьютерных наук
Победы российских студентов и школьников в чемпионатах и олимпиадах по информатике и
программированию позволяют говорить о российской школе программирования,
сложившейся у нас в стране в системе образования.
Победителями олимпиад и чемпионатов становятся студенты и
школьники, которые дают наибольшее число правильных решений задач на ЭВМ,
задаваемых жюри и проверяемых тут же на ЭВМ с помощью тестов.
Российские студенты трижды становились чемпионами мира по программированию в 2000, 2001
и 2004 годах. Студенческие команды России заняли половину мест среди первых
десяти команд мира в 2004 и среди первых двадцати команд в 2005г.
Сборная школьников России, начиная с 1993 года, многократно входила в число
призеров и победителей Международных Олимпиад по информатике, трижды занимая
первые места - в 1994, 1997 и 2000 году.
Проверка решения задач на ЭВМ на зачетах, экзаменах и олимпиадах по информатике
проводится с помощью контрольных тестов, которые подбираются преподавателями
либо учителями и членами жюри
Данная методика оценки решений задач на ЭВМ не зависит от используемых языков
программирования и типа ЭВМ или операционных систем. В основе лежит оценка
правильность решения поставленных задач [ 1 - 3 ].
Главным в решении задач на экзаменах, олимпиадах и чемпионатах по информатике
и программированию являются умения получать на ЭВМ правильные результаты
решения задач [ 5-6
].
Без понимания
алгоритмов на
родном русском языке понимание
логики работы программ и их составление без ошибок практически невозможно, а
отладка программ на ЭВМ и получение результатов решения задач становятся
неосуществимы.
Основная особенность отечественной системы образования - изучение в
школьном курсе элементов алгоритмизации и программирования с самых первых
учебников по информатике А.П.Ершова, В.А.Каймина и
А.Г.Кушниренко.
Статистика
показывает, что все победители олимпиад и чемпионатов составляют свои алгоритмы и
программы практически без ошибок (иначе не победить!!) и получают правильные
решения задач с первого пуска на ЭВМ [ 1, 2 ].
В Чемпионате мира по программирования в 2004 и 2005 годах участвовало более 650
российских студентов команд - больше чем число американских студенческих
команд, из которых ни одна не вошла в
первую десятку лучших команд мира.
Опыт показывает, что все участники и победители чемпионатов по программированию
начинали свой победный путь с изучения основ алгоритмизации и программирования
в средних школах и участия в олимпиадах по информатике.
Победы студентов и школьников в международных олимпиадах и чемпионатах закладываются в массовой школе, где курс информатики изучается с 1985
года исключительно по отечественным учебникам и учебным пособиям.
Основная задача курса
информатики в школах, оснащенных компьютерными классами, с середины 80-ых годов
- обучение всех учащихся компьютерной грамотности и умениям решать задачи на
персональных ЭВМ.
Установка компьютеров во всех российских школах
создало предпосылки для преподавания информатики по полному машинному варианту
и полному обеспечению компьютерного всеобуча для всей учащейся молодежи.
Вузовский
курс информатики появился в 90-ых годах одновременно с компьютерными
классами персональных ЭВМ и включил вопросы изучения основ информационных
технологий и решением прикладных задач на ЭВМ.
Для вузовского
курса информатики российские государственные образовательные стандарты опубликованы
на официальном портале http://edu.ru Министерства
науки и образования Российской Федерации.
Целевая установка вузовских
стандартов - изучение студентами современного состояния информатики и
использования современных информационных технологий для профессиональных задач.
Основной тенденцией современного
развития информационных
технологий в мире, является расширение использования глобальной компьютерной
сети Интернет и использование профессиональных пакетов программ в Windows и Linux.
Интенсивная смена компьютеров,
программных средств и операционных систем такова, что принятие жестких
стандартов образования невозможно - полная смена компьютеров занимает столько
же времени, сколько подготовка и принятие стандартов.
Компьютерная постановка
информатики
в вузах с самого начала позволяла вводить экзамены и зачеты по информатике на ЭВМ, что сразу получило отражение в вузовских учебниках и
стандартах по информатике.
Учебное пособие
[ 1 ] для подготовки к экзаменам и базовый учебник [ 2
] по информатике в соответствии с российскими государственными стандартами
образования выпущено издательствами РИОР и ИНФРА-М в
Экзамены по
информатике могут проводиться и проводятся в вузах и школах с помощью ЭВМ,
на ЭВМ и без ЭВМ. Впервые экзамены по
информатике начали проводиться в вузах в 80-ых годах
одновременно с введением информатики в школах.
Инвариантами информатики как учебного курса остается
изучение элементов алгоритмизации, программирования и элементов математики, на
которых строятся методы решения прикладных задач на ЭВМ.
Для решения задач
на ЭВМ учащимся и вузах и в школах требуются навыки работы на персональных
компьютерах и умения составлять программы для ЭВМ с использованием языков
программирования.
Базовыми
средствами для решения задач на персональных ЭВМ в школах и вузах являются
языки Бейсик и Паскаль, используемые для обучения технологии решения задач и сдачи
зачетов и экзаменов по информатике и программированию.
Школьные экзамены по информатике могут и
должны служить проверке изучения обязательного минимума содержания среднего
общего образования, утвержденного Министерством образования Российской
Федерации еще в 1999 году [ 1 ].
Для оценки знаний выпускников
школ Министерство образования разработало типовые экзаменационные работы,
опубликованные в Интернет на сервере ЕГЭ - Единых Государственных
Экзаменов: http: // ege.edu.ru
Экзамены в вузах
по информатике на ЭВМ начали проводиться
с 90-ых годов. Эти экзамены проводились в теоретической форме и в форме решения
задач на программирование - составление и отладку программ для ЭВМ.
Сдача экзаменов по информатике может
проводиться в устной, письменной или компьютерной форме. При традиционной форме
экзаменов учащиеся получают билеты с вопросами и задачами, на которые они дают
устные или письменные ответы.
В устной форме
наиболее удобно излагать ответы на теоретические вопросы, подтверждающие
наличие знаний у экзаменующихся. Решение задач,
предполагающее проверку и оценку, обычно излагается в письменной форме.
При компьютерной
сдаче вопросы обычно предлагаются в форме тестов на ЭВМ, а решение задач и
заданий демонстрируется на компьютерах. Такая
форма экзаменов является основной для сдачи экзаменов и зачетов при
дистанционном обучении.
Образцы тестов и экзаменационных работ по
информатике можно найти на сервере ЕГЭ http: // ege.edu.ru и в Интернет-
учебнике “Информатика” на сайте Электронного Университета WDU http: // wdu.da.ru
Оценка правильности
ответов на
экзаменах должна проводиться исключительно на основании знаний, представленных
в учебниках информатики, рекомендованных или допущенных Министерством
образования.
Эксперименты с
экзаменами по
информатике в школах проводятся с 90-х годов в форме переходных, выпускных и вступительных
экзаменов. Особенность этих экзаменов в
том, что они проводятся как на ЭВМ, так и без ЭВМ.
Практика показала, что и студенты и школьники
вполне могут сдать зачеты и экзамены по информатике на ЭВМ, если они имеют
возможности в практике решения задач на ЭВМ и обеспечены надлежащей учебной
литературой.
Для подготовки к экзаменам могут
использоваться учебники и учебные пособия по информатике и информационным
технологиям, рекомендованные и допущенные Министервством
образования для общеобразовательных школ.
В экзаменационные
задания кроме теоретических вопросов могут включаться задачи по основным
разделам курса информатики: основы логики,
основы алгоритмизации и программирования, информационные технологии и
решение задач на ЭВМ.
Задачи на
экзаменах - это задачи на составление калькуляций, баз данных, алгоритмов и
программ для ЭВМ. В Интернет-классах могут
предлагаться задачи на составление сайтов и поиск информации в Интернет.
Задачи, выходящие за рамки действующих учебников информатики, а также
задачи по математике, физике или инженерным дисциплинам на выпускных и вступительных
экзаменах считаются недопустимыми.
Решения задач учащимися
оцениваются в зависимости от правильности результатов, полученных им на ЭВМ.
При обнаружении неправильных результатов оценка снижается в зависимости от
числа и степени ошибок.
Работы учащихся оцениваются на отлично, если составленные ими
программы дают правильные результаты решения на всех тестах. Выявление сбоев,
отказов или неправильных результатов приводит к снижению оценок.
Практика показала,
что все студенты и школьники вполне овладевают техникой решения на ЭВМ простейших прикладных
задач, если имеют возможность практики
решения задач на ЭВМ и обеспечены надлежащей учебной литературой.
Первое условие
- наличие компьютерных классов с полными комплектами необходимых операционных
систем и пакетов программ, а также наличие необходимых учебников, задачников и
учебных пособий.
Второе условие - компьютерный
практикум на ЭВМ с самых первых занятий по программе предполагаемых зачетов и
экзаменов с обязательной проверкой знаний на ЭВМ по всем основным контрольным
вопросам.
Третье условие - обязательная
еженедельная текущая проверка знаний каждого из учащихся и обязательный еженедельный контроль
результатов выполнения текущих заданий студентами и школьниками.
Автоматизация
контроля знаний и результатов выполнения заданий позволяет обеспечить самую
высокую успеваемость практически всех учащихся. Такое возможно только в
условиях компьютерного контроля знаний.
Практика показала,
что все без исключения студенты и школьники стали успешно выполнять контрольные
задания и успешно решать задачи по базовому учебнику информатики,
рассчитанному на подготовку и сдачу экзаменов на ЭВМ.
Первый учебник
по информатике [ 3
], ориентированный на полный практикумом работы на персональных компьютерах и
сдачу зачетов и экзаменов по этой дисциплине на ЭВМ, появился в 1994 году.
Учебное пособие
содержало теоретические материалы по программе обязательного минимума школьного
курса информатики, а также примеры экзаменационных задач с образцами их решения
на ЭВМ на языках Бейсик и Паскаль.
Для подготовки к
экзаменам вместе с бумажным учебным пособием было создан электронный
учебник с системой тестов и контрольных вопросов, который использовался как
для приема, так и для подготовки к зачетам и экзаменам по информатике.
Электронный учебник информатики был создан по заказу
Госкомвуза РФ в 90-ых годах и прошел апробацию при проведении занятий и приеме
экзаменов по информатике в школах и вузах Москвы, Подмосковья, России и
Казахстана.
Электронный учебник доступен в Интернет
всем желающим для ознакомления и самостоятельной подготовки к зачетам,
экзаменам и олимпиадам по информатике и программированию на сайте Электронного
Университета: http://wdu.da.ru
Литература
1. Каймин В.А. Информатика. Пособие к
экзаменам. М., РИОР, 2005.
2. Каймин В.А. Информатика.
Учебник для студентов вузов. М., ИНФРА-М, 2005.
3. Каймин В.А. и др. Информатика. Пособие для поступающих в
вузы. М.: БРИДЖ, 1994.
4. Васильев
В.Н., Парфенов В.Г. Командный чемпионат мира по программированию. СПб, СПбИТМО,
2003.
Интернет-сайты
1. Московские олимпиады по программированию.
МГУ,
http://acm.msu.ru
2. Каймин
В.А. Информатика. Интернет-учебник. http://wdu.da.ru
3. Каймин
В.А. Подготовка к олимпиадам по
информатике. http://wdu.da.ru