Интернет и образование:  2x2=5 ?

Чурбанов Алексей, директор ОАО "ВЕБАЛЬТА"

Распространение доступа к Интернету и высоким технологиям в российском образовании происходит сейчас при поддержке правительства в рамках программы «Электронная Россия». Темпы впечатляют. Только в этом году планируется осуществить компьютеризацию не менее 10 тысяч школ. Проводятся курсы ликвидации компьютерной безграмотности среди учителей.

Нередко установка в образовательных заведениях дорогостоящего оборудования и программного обеспечения при этом становится самоцелью. Использование нововведений в учебном процессе поверхностно. Обычно оно сводится лишь к сбору дидактического материала и накоплению его в различных, нередко проприетарных форматах.

Достаточно просмотреть проиндексированные основными поисковыми машинами сайты хотя бы десятка российских школ, чтобы понять: внедрение информационных технологий на местах полностью зависит от немногих энтузиастов, проводится зачастую шаблонно и несистематично.

Интерес крупных IT-компаний в области образования проявляется, в основном, либо в поиске и поддержке перспективных кадров, либо в более или менее массовом обучении работе с собственными продуктами, с целью повысить уровень их продаж. Не удивительно, что ответный интерес к компьютерным технологиям со стороны участников образовательного процесса часто оказывается формальным.

Такое положение вещей вовсе не неизбежно и причина его, скорее всего, в том, что до сих пор не произошло осмысление внутренних связей учебного процесса и предоставляемых информационной цивилизацией средств.

Процесс  осложняется ещё и ориентацией на западные образовательные технологии, эффективность которых подчас вызывает сомнения. И это при наличии отечественных научных школ, создавших лучшие психолого-педагогические теории и воплотившие их в развёрнутой практике.

В ходе анализа мы рассмотрим школу Эльконина-Давыдова в качестве примера современной отечественной системы развивающего обучения и постараемся оценить, насколько характерные для сегодняшних Интернет-технологий особенности сочетаются с идеями развивающего обучения, лежащими в основе этой образовательной системы.

Прежде всего следует уточнить, о каких тенденциях в IT-сфере пойдёт речь. Наиболее существенные изменения в этой области сводятся к следующим.

 Произошёл переход и наметился ощутимый сдвиг от закрытых, создаваемых корпорациями для клиентов, центрированных на представлении данных и проприетарных продуктах систем к открытой, движимой пользовательскими интересами и, во многом, развиваемой усилиями сообщества пользователей платформе, где информация не только обретает статичное представление, но и создаётся, и в центре которой уже не отдельные ищущие покупателя продукты, а живые сервисы.

Оставим в стороне бизнес-модели современных Интернет-предприятий, а они претерпели существенные изменения, благодаря снижению затрат на разра­ботку и поддержку, а также повышению масштабируемости предлагаемых решений, изменению маркетинговых стратегий из-за децентрализации авторитета, во многом, из-за распространения блогов, и с появлением новых каналов распространения информации, таких как RSS. Обсудим, как коллективные онлайн технологии могут быть включены в образовательный процесс. Для примера выберем системы коллективного создания web-контента Wiki (от гавайского "wiki wiki" - быстро) и так называемые фолксономии или коллективные системы категоризации web-ресурсов.

Суть развивающего обучения Эльконина-Давыдова заключается в отказе от традиционного сообщения школьникам некоторой суммы непрочных знаний, умений и навыков в пользу развития их высших психических функций, прежде всего - теоретического мышления, в ходе специальным образом организованной учебной деятельности, в которой, через присвоение изначально коллективно распре­делённых действий по решению учебных задач, ребёнок становится само­стоя­тельным субъектом деятельности учения и ещё будучи младшим школьником приобретает такие возрастные психологические новообразования, как способность к рефлексии, анализу и планированию, а также, благодаря умению, или, по крайней мере, стремлению, в любом явлении выделять составляющее его сущность генетически исходное отношение, способность при работе над отдельной учебной задачей находить решение сразу целого класса проблем.

Благодаря удобству совместного использования и простоте создания сложно структурированных систем документов, Wiki могут немало способствовать развитию совместной деятельности учащихся. Объединение усилий при создании общего проекта потребует существенных проявлений формирующейся у школьников способ­ности к планированию собственных действий. Кроме того, необходимость использования мета-информации в виде логической разметки текста, не требуя существенных временных затрат, как в случае с изучением сложных словарей гипер­текстовой разметки типа HTML, поможет становлению рефлексии. Созда­ваемые с помощью подобных систем тексты научат школьников лучше структу­ри­ровать мысли и представлять их в форме, более ориентированно на читателя.

В качестве примера того, что не все популярные технологиии имеют равную значимость для образования и должны при первой возможности включаться в учебный процесс, можно упомянуть фолксономии. Основанные на категоризации информации по формальным признакам, они способствуют развитию эмпирического мышления, которое, согласно теории В. В. Давыдова, второстепенно для психического развития. При всей социальной значимости и эффективности в сфере организации знаний и управления ими, соответствующие технологии, в их современном виде, не представляют существенного интереса, с точки зрения организации учебного процесса, что не исключает, разумеется, их использования как вспомогательного, чисто технического средства в работе учителей и школьников с web-ресурсами.

Использование технологий, подобных Wiki, сделает сайты школ насы­щенными проектами учащихся и, главное, станет способствовать полноценному психическому развитию школьников. Таким образом, внимательный анализ изменений IT-сферы, проводимый специалистами в области образования в сотрудничестве с IT-компаниями, как Webalta, активно участвующими в развитии Интернет-технологий и обладающими соответствующими знаниями и ресурсами, вполне может помочь эффективной реализации современных образовательных программ.

Hosted by uCoz