Задачи компьютерного всеобуча

и E-Government в КазахстанЕ

        Сакпанов Е.Ш., президент Российско-Казахстанского Альянса E-Learning-образования

Каймин В.А., первый вице-президент  Распределенного Университета WDU, Москва

         Программа компьютерного всеобуча была начата в Казахстане в 1997 году принятием новых стандартов образования по информатике, по которым вся учащаяся молодежь должна овладеть компьютерной грамотностью.

            К началу 2000 года во всех школах Казахстана были установлены компью­тер­ные классы, где все старшеклассники без исключения стали осваивать компь­ютерную грамотность и основы информатики.

            К началу 2007 году все школы Казахстана будут подключены к компьютерной сети Интер­нет и все учащиеся средних школ получат доступ к информационным ресурсам глобальной сети ЭВМ.

         Параллельно правительство Казахстана разворачивает компьютерный все­обуч для взрослого населения и сокращения информационного неравенства между регионами, городами и аулами в доступе к Интернет.

            В течении 2007-2009гг. компьютерный всеобуч пройдут не мене 20% взрослого населения Казахстана - все учителя, все госслужащие, а также сотруд­ники большинства негосударственных учреждений.

            Сертификаты компьютерной грамотности - умения работать на ЭВМ, редак­тировать тексты, выполнять расчеты, вести переписку и искать информацию в Интернет - в Казахстане с 2009 года станут обязательны для приема на работу.

            Одновременно разворачивается Программа электронного прави­тель­ства - развертывания сети Интернет-порталов для доступа населения к региональным и центральным органам власти через Интернет из любой точки Казахстане.

         Основной целью компьютерного всеобуча в Казахстане является сокращ­ение цифрового разрыва с развитыми странами Евразии и вхождение Республики в первые 50 ведущих стран мира по уровню благосостояния.

         Построение E-Government - механизмов электронного государства прово­дится с участием международных экспертов, имеющих опыт создания подобных механизмов в Корее, Сингапуре, Германии, Италии и Эстонии.

            Привлечение международных экспертов, опора на международный опыт и международные стандарты - основная особенность информа­тиза­ции общества, экономики, управления и образования в Республике Казахстан.

            Первые стандарты в области информационных технологий были созданы в Казахстане с привлечением ученых Международной Академии Информатизации, открывшей в Астане, Алматы и Атырау отделения Всемирного Распределенного университета WDU.

            Новые стандарты компьютерной грамотности в Казахстане и России отличаются включением разделов, связанных с техникой работы в Интернет и защиты информации в служебных и личных ЭВМ.

            Отличие - российские и международные стандарты допускают исполь­зова­ние на ЭВМ и Windows и Linux, получивших широкое распространение в ведущих странах Евразии - Японии, Китае, Германии, Франции.

            Windows получил широкое распространение на личных компь­ю­терах, то Linux в виду его более высокой надежности и безопасности получает все большее распространение на служебных компьютерах в корпорациях и госучреждениях.

            Особенность Linux - возможность использования новейших офисных техно­логий на всем спектре компьютеров IBM PC, установленных в России и Казах­стане c 90-ых годов для обучения информатике и компьютерной грамотности.

            Основным средством обучения компьютерной грамотности являются офис­ные пакеты программ - MS Office, Open Office и Star Office, позволяющие под­готавливать документацию и вести деловую переписку через Интернет.

            Наиболее перспективны пакеты Open Office, кото­рые отвечают меж­ду­на­родным стандартам электронной документации ISO и можно свободно уста­навливать и использовать по лицензии GPL на компьютерах с Windows и Linux.

            Офисные пакеты, отвечающих стандартам ISO, особенно важно для органи­зации электронных архивов для госучреждениях, где документы должны хра­ниться и быть доступны для использования десятками лет.

            Данная особенность международных стандартов ISO особенно важна для раз­вертывания электронного государства с корпоративными порталам и хранили­щами информации для населения и государственных служб.

            ЮНЕСКО по поручению Организации Объединенных Наций в этих целях развернуло международные программы внедрения программных средств Open Source для компьютерного всеобуча и развертывания E-Government.

            Использование Open Source в образовании в школах Таджикистана и Азер­байджана для обучения компьютерной грамотности дало значительную экономию бюджетных средств порядка 50 млн. долларов США.

            Российско-Казахстанский альянс E-Learning-образования совместно с Все­мирным Рас­пре­деленным Университетом WDU начал пилотный проект тренингов по программам ЮНЕСКО / WDU внедрения Open Source в образование.

            Основной механизм - Дистанционный Электронный Университет, который начал разворачиваться в Казахстане и России в 1999 году, для подготовки тренеров компьютерного всеобуча и специалистов информационных технологий.

            Подготовка IT-специалистов по пилотному проекту проводится по модели Болонского процесса с вручением дипломов магистров компьютерных наук и докторов бизнеса в соответствии с мировыми стандартами.

                         Литература и Интернет-источники

1. Сакпанов Е.Ш. Дистанционное Образование в Казахстане

2. Дрожиннов В.И. “Электронное правительство: Опыт Казахстана

3. Каймин В.А.  Электронный Университет WDU  

4.  Каймин В.А.   Технологии Дистанционного Образования

5. Каймин В.А. “Информатика”, Учебник для студентов. М.,2006.

6. Каймин В.А. “Информатика”. Пособие к экзаменам, М.,2005.

7. Каймин В.А, Касаев Б.С. “Практикум на ЭВМ”. Учебное пособие, М.,2003.



Hosted by uCoz