МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
ВРЕМЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИНФОРМАТИКА
БАЗОВЫЙ
КОМПОНЕНТ
Разработчики
стандарта:
Медеуов
Е., Каймин В., Балафанов Е.,
Бурибаев
Б., Даулеткулов
А., Ермеков Н.,
Жданов В., Колосов Д.,
Сакпановм Е.
Алматы,
1996
Временный государственный образовательный
стандарт.
Общее
среднее образование. Информатика. Базовый компонент.
Проект стандарта разработан в
научно-исследовательской лаборатории новых информационных технологий
в школе РЦНТО в рамках
Республиканской программы “Информатизация образования в Республике Казахстан”,
в
которой разработка стандарта образования по информатике выделена в качестве
целевого задания.
Проект стандарта определяет требования к
минимальному уровню знаний по информатике учащихся
в общеобразовательных
учреждениях.
Авторский коллектив -
Медеуов Е.У., Каймин В.А., Балафанов Е.К., Бурибаев Б.Б.,
Даулеткулов А., Ермеков Н.Т,
Жданов В.С., Колосов Д.Э.
Научные
руководители проекта -
Медеуов
Е.У.
Каймин В.А.
Ответственный
исполнитель - Балафанов
Е.К.
Редакционная
группа - Каймин В.А.
Даулеткулов А.
С
О Д Е Р Ж А Н И Е
1 Введение |
|
2
Область применения |
|
3
Определения |
|
4
Требования к базовому компоненту по информатике |
|
5 Сведения о взаимосвязи данного стандарта с
другими нормативными документами |
|
6
Источники информации |
|
7
Приложения |
|
"К началу следующего столетия в
технически развитых и развивающихся странах
основная
масса информации
будет храниться в безбумажном виде в памяти ЭВМ,
а человек, который в начале ХХI века не будет уметь пользоваться этой информацией,
будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать".
Академик
Глушков В.М.
1.
Введение
1.1 В настоящем стандарте реализуются требования Закона Республики Казахстан
“Об образовании” от 18 января 1992
года в части установления “обязательного минимума содержания”
основной
образовательной программы и “требований к формированию информационной культуры
выпускников”
по отношению к предмету “информатика”, входящему в
базисный учебный план полного общего образования.
Уровень освоения информатики
проверяется при проведении переходных и выпускных экзаменов,
входящих в итоговую
аттестацию ученика за курс полного общего образования.
1.2
Цели курса информатики
-
подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе, насыщенном вычислительной
техникой
и информационными технологиями,
- привитие учащимся компьютерной грамотности и информационной
культуры, необходимой им
для своей учебной, а затем будущей повседневной и
профессиональной деятельности.
1.3 Основные задачи обучения
информатике:
- привитие учащимся элементов компьютерной грамотности,
выражающейся
в умениях работать на персональных компьютерах;
- привитие элементов информационной культуры, заключающейся
в умениях эффективно использовать
информационные технологии;
- развитие элементов алгоритмического мышления, необходимого
для решения задач с использованием ЭВМ;
- развитие элементов логического мышления, необходимого для
решения задач и эффективного
использования ЭВМ.
2.
Область применения
Настоящий стандарт определяет базовый компонент содержания обучения
граждан Республики Казахстан
по курсу информатики для получения выпускного документа
о полном общем
образовании.
Стандарт распространяется на общеобразовательные учреждения всех видов,
в которых
учащимся выдаются выпускные документы о получении полного общего образования.
Положения настоящего стандарта подлежат применению всеми, расположенными
на территории
Республики Казахстан, средними
общеобразовательными учреждениями,
имеющими
государственную аккредитацию, независимо от их ведомственного подчинения.
3.
Основные определения
Содержание понятий:
Информатика -
наука, изучающая законы, методы и средства накопления, передачи и
обработки информации с
использованием ЭВМ и различных технических средств и устройств.
Компьютерная грамотность
- умения работать на ЭВМ, с редакторами текстов, графическими редакторами,
с электронными
таблицами и знание устройства и возможностей персональных компьютеров.
Информационная культура
- умения искать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию
с помощью баз данных,
баз знаний и других информационных систем с использованием электронной почты
и сетей ЭВМ.
Алгоритмическое мышление - умения
составлять планы действий и алгоритмы
для решения различных
задач, использовать для решения задач персональные ЭВМ путем
написания и отладки
программ по составленным алгоритмам.
Логическое
мышление - умения рассуждать, доказывать, подбирать
факты, аргументы,
обосновывать
предлагаемые решения, ставить задачи и
подбирать способы и алгоритмы для их решения.
4. Требования к базовому компоненту по
информатике
и уровням подготовки
выпускников
4.1 В
соответствии с основными задачами обучения в базовый компонент согласно
современной методике
проектирования стандартов образования
включены следующие
основные разделы информатики:
1. Информация
и персональные ЭВМ.
2. Элементы информационных технологий.
3. Алгоритмы и начала программирования.
4. Решение задач на ЭВМ.
5. Основы вычислительной техники.
4.2. В указанные основные разделы базового
компонента включен следующий комплекс
теоретических и практических знаний,
без которых не могут быть реализованы поставленные
цели обучения:
1. Информация и персональные ЭВМ.
1.1. Информация и компьютеры.
1.2.
Редактирование текстов на ЭВМ.
1.3. Графические виды информации.
1.4. Выполнение расчетов на ЭВМ.
2. Элементы информационных технологий.
2.1. Базы данных на ЭВМ.
2.2. Элементы математической логики.
2.3. Элементы исчисления предикатов.
2.4. Базы знаний на ЭВМ.
3. Алгоритмы и начала
программирования.
3.1. Понятие и свойства алгоритмов.
3.2. Основные возможности языка Бейсик.
3.3. Ветвления в алгоритмах и программах.
3.4. Циклы в алгоритмах и программах.
3.5. Вспомогательные алгоритмы и
подпрограммы.
3.6. Алгоритмы и программы обработки данных.
4. Решение задач на ЭВМ.
4.1. Этапы решения задач на ЭВМ.
4.2. Анализ правильности программ.
4.3. Анализ правильности циклов.
4.4. Математическое моделирование.
4.5. Вычислительный эксперимент.
5. Основы вычислительной техники.
5.1. Логические элементы ЭВМ.
5.2. Архитектура ЭВМ.
5.3. Системы программирования.
5.4. История вычислительной техники.
5.5 Телекоммуникации и электронная почта
4.3. Минимальный уровень
изучения .
Минимальный
уровень изучения информатики - это
необходимый минимум,
который
должны получить все учащиеся и определяет нижнюю границу образования..
В
целом по завершении этапов курса желательно наличие следующей суммы
знаний
и умений:
1. Информация и персональные ЭВМ.
знать: уметь:
- состав и возможности ЭВМ -
работать на клавиатуре ЭВМ
- правила работы на ЭВМ -
редактировать тексты на ЭВМ
- понятие и виды информации -
вести диалог с ЭВМ
- виды графической информа- - выполнять рисунки и чертежи
ции на ЭВМ
2. Элементы информационных технологий.
знать: уметь:
- понятие вопроса и суждения -
работать с базой данных
- основные логические связи - - выражать запросы для
“и”,
“или”, “не” баз данных
- понятие предиката и основные -
описывать данные для баз
правила логического вывода
данных и баз знаний
- основные принципы логического-
вести диалог с базой знаний
вывода и экспертными системами
3. Алгоритмы и начала программирования.
знать: уметь:
- порядок составления алгорит- - проводить отладку программ
мов и программ на ЭВМ
- правила кодирования алгорит- - записывать программы на
язы-
мов на Бейсике /Паскаль/ ке
Бейсик/Паскаль/
- понятие подпрограммы и - - составлять графические прог-
правила их применения
раммы с подпрограмами
- понятие массива и правила -
составлять простейшие алго-
использования массивов ритмы обработки данных
4. Решение задач на ЭВМ.
знать: уметь:
- понятия постановки задач -
записывать постановки прос-
и
методов их решения тейших задач
- понятие правильности алго- - подбирать тесты для проверки
ритмов
и программ алгоритмов и программ
- понятие вычислительного -
проводить эксперименты на
эксперимента на ЭВМ ЭВМ
5. Основы вычислительной техники.
знать: уметь:
- логические принципы и логиче- - описывать функции простей-
ские элементы ЭВМ ших логических
блоков
- основные поколения ЭВМ и - создавать и читать каталоги
принципы их работы файлов на ЭВМ
- устройство и логические принцип - перезаписывать файлы
работы
вычислительных машин на дискеты
- перспективы развития ЭВМ и - пересылать файлы по
информатизации общества электронной почте
4.4
Рекомендуемый перечень тем и вопросов по курсу
информатики:
1. Информация и персональные ЭВМ.
1.1. Информация и
компьютеры.
Понятие информации. Примеры информационных процессов.
Состав персональных ЭВМ. Операционные системы.
1.2. Редактирование
текстов на ЭВМ.
Виды информации. Объем и количество информации.
Основные возможности редакторов текстов на ЭВМ.
1.3. Графические
виды информации.
Свойства информации. Графические представления.
Основные возможности графических редакторов.
1.4. Выполнение
расчетов на ЭВМ.
Результаты и методы решения задач.
Основные возможности электронных таблиц.
2. Элементы
информационных технологий.
2.1. Базы данных на
ЭВМ.
Табличные
базы данных. Сортировка данных.
Основные
возможности табличных баз данных.
2.2. Элементы
математической логики.
Высказывания.
Логические связки "и", "или", "не".
Элементарные
логические законы (отрицания).
2.3. Элементы
исчисления предикатов.
Понятие
предиката. Факты, вопросы и правила
в исчислении предикатов. Описания баз данных.
2.4. Базы знаний на
ЭВМ.
Понятие
баз знаний. Определение понятий в
базах знаний. Примеры баз знаний.
3. Алгоритмы и начала
программирования.
3.1. Понятие и
свойства алгоритмов.
Понятие
алгоритма. Свойства алгоритмов.
Примеры
алгоритмов.
3.2. Основные
возможности языка Бейсик / Паскаль.
Понятие
программы на языке Бейсик / Паскаль.
Арифметические
операторы. Операторы ввода-вывода.
Графические
операторы.
3.3. Ветвления в
алгоритмах и программах.
Выбор
действий в алгоритмах. Оператор goto.
Организация
ветвлений в программах.
3.4. Циклы в
алгоритмах и программах.
Цикл
со счетчиком. Цикл с предусловием.
Организация
циклов в программах.
3.5.
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
Переменные
и параметры. Вспомогательные алгоритмы.
Организация
подпрограмм в Бейсике.
3.6. Алгоритмы и
программы обработки данных.
Понятие
массива. Понятие файла.
Обращения
к массивам и файлам.
4. Решение задач на
ЭВМ.
4.1. Этапы решения
задач на ЭВМ.
Постановка
и методы решения задач.
Виды
ошибок в алгоритмах и программах.
4.2. Анализ
правильности программ.
Понятие
правильности алгоритмов и программ.
Анализ
правильности простейших алгоритмов.
4.3. Анализ
правильности циклов.
Индукция
и дедукция. Примеры и контрпримеры.
Опровержения
и доказательства правильности.
4.4. Математическое
моделирование.
Виды
математических моделей и представлений.
Примеры
математического моделирования.
4.5. Вычислительный
эксперимент.
Понятие
вычислительного эксперимента.
Организация
экспериментов на ЭВМ.
5. Основы
вычислительной техники.
5.1. Логические
элементы ЭВМ.
Логические элементы "И", "ИЛИ", "НЕ".
Функции логических схем.
5.2. Архитектура
ЭВМ.
Процессоры. Оперативная и внешняя память.
Внешние устройства. Двоичное исчисление.
5.3. Системы
программирования.
Интерпретаторы, трансляторы и компиляторы.
Технология разработок программ.
5.4. История
вычислительной техники.
Четыре поколения ЭВМ: элементная база,
архитектура
и системы программирования. Пятое поколение
ЭВМ.
5.5
Телекоммуникации и электронная почта
Сети ЭВМ. Сетевые
сервера. Глобальная сеть Интернет. Гипертексты,
Сайты. Браузеры.
Электронная почта. Поиск информации в Интернет.
5. Сведения о взаимосвязи данного стандарта с
другими
нормативными документами
- программы курса ОИВТ для 10-11-х
классов ГКО СССР
- стандарты высшего образования РК
- стандарты высшего образования РФ
- программы курса информатики для
студентов-экономистов
- программы курса информатики для
8-11-х классов РФ
- проекты стандартов информатики
среднего образования РФ
6. Источники информации
6.1
Основная литература
1. Справочник
для поступающих в высшие учебные заведения
-Алматы: РЦ НТО, 1996.
2. Каймин В.А. и др. "Основы информатики и вычислительной
техники". Учебник для 10-11-ых классов средних
школ.
-М.: Просвещение, 1989.
3. Гейн А.Г. и др.
"Основы информатики и вычислительной
техники". Учебник для 10-11-ых классов средних
школ.
-М:. Просвещение,
1992.
4.
Кушниренко А.Г. и др. "Основы информатики и вычислительной
техники". Учебник для 10-11-ых классов средних
школ.
-М.: Просвещение, 1992.
6.2 Дополнительная литература
1.
Фигурнов Э.В. "IBM PC для пользователя"
-М.: "Финансы и статистика",
1992.
2. Моррил Г. Бейсик для ПК ИБМ.
-М.: Финансы и статистика, 1993.
3. Каймин В.А. "Основы компьютерной технологии".
-М.: Финансы и статистика, 1992.
4. Бјрiбаев Б. Информатика жёне
компьютер.
-Алматы: Бiлiм, 1995.
6.3 Методическая литература
1.
Программы средней общеобразовательной школы "Основы
информатики и вычислительной техники"
(10-11-ые классы).
-М.: Просвещение, 1991
2. Программы
для средних общеобразовательных учебных заведений
"Основы информатики и вычислительной техники"
-М.: Просвещение, 1992.
3. Медеуов Е.У. Методологические основы проектирования
стандарта
среднего математического образования Республики Казахстан.
- М.: Авангард, 1996
4. Каймин В.А. "Научные основы и методика преподавания
информатики". -Псков: Обл.ИПК, 1992.
5. Заварыкин В.М., Житомирский В.Г., Лапчик М.П. "Методика
преподавания информатики". -М.: Просвещение, 1989.
6. Есжанов А.Е. Алгоритмдер жёне оларды мектепте оєыту. -Алматы: Бiлiм,
1995.
7.
Приложения
7.1 Программа
вступительных и выпускных экзаменов по
информатике из учебного
пособия В.А.Каймина и др.
“Информатика” для старшеклассников и абитуриентов
7.2
Программа курса “Основы информатики и
вычислительной
техники” для учащихся 10-11-ых классов
к пробному
учебнику
В.А.Каймина и др.
7.3
Программа продвинутого курса “Информатика”
для учащихся
8-9-х
и 10-11-х классов В.Каймина, Н.Ермекова.