Open Source
в Интернет-проектах
В.А.Каймин,
вице-президент
WDU, профессор, доктор компьютерных
наук
М.Ю.Гура, МВА, project-менеджер, web-мастер
(WDU)
Электронный Университет WDU был создан в 2000 году после
открытия в Москве, Астане, Петербурге, Алма-Ате, Софии и Атырау
отделений WDU по подготовке специалистов
в сфере Информатизации, Интернет-технологий и
Электронной коммерции.
Основная миссия WDU - Всемирного Распределенного Университета
- подготовка магистров, менеджеров и разработчиков в сфере электронной
коммерции и Интернет-технологий в соответствии с
мировыми стандартами. http://wdu.da.ru
Прием зачетов
и экзаменов, оформление документов и
переписка в Электронном Университете проводится через Интернет. В результате чего сохраняются протоколы всех
зачетов и экзаменов, что не делается в обычных вузах.
Информационное
наполнение
Электронного Университета - это библиотека Интернет-учебников
по всем программам магистерской программы в области электронной коммерции, Интернет-технологий и корпоративных информационных систем. http://wdu.da.ru
Особенность подготовки в Университете электронной
коммерции - сочетание экономических и правовых знаний с использованием
современных информационных технологий и участии слушателей в
реальных Интернет-проектах.
Основные программы магистерской подготовки в WDU - программы МВА “Управление Проектами” и “Электронная Коммерция”, а
также программы MCS “Интернет-Технологии”
и “Корпоративные системы” на
звание Master
of Computer Science.
Выпускные и курсовые работы слушателей Университета - это Интернет-проекты, размещаемые в открытом доступе на
различных порталах. Выполнение Интеррнет-проектов - основа для выдачи сертификатов и
основные результаты обучения.
Подготовка в WDU основана
на выполнении Интернет-проектов на базе пакетов
программ Open
Source и
методов проектирования надежных программных средств на основе усовершенствованных
методов разработки фирмы IBM.
Open Source - это
более 10 тысяч пакетов программ, распространяемых на компакт-дисках и через
Интернет, которые можно устанавливать на любых компьютерах и серверах в
соответствии с генеральной лицензией GPL.
В составе Open Source - офисный пакет программ Open Office,
операционная система Linux,
десяток баз данных и систем программирования, сотни системных, инструментальных
и прикладных программ.
Особенность пакетов Open Source -
возможность свободной установки и использования в вузах, школах и дома на
персональных ЭВМ и в сетях ЭВМ с Windows, Linux и другими
операционными системами на основании лицензией GPL.
Для студентов и
преподавателей программы Open Source дают возможность познакомиться со всеми перспективными информационными
технологиями и выполнять любые сколь угодно сложные курсовые и выпускные Интернет-проекты.
Завершение магистерских
программ - вручение международных дипломов МВА (Master of Business Administration) -
магистра делового администрирования по результатам выполнения выпускных
коммерческих Интернет-проектов.
Контрольные вехи
в подготовке - курсовые Интернет-проекты, за которые слушатели получают сертификаты
Web-мастеров и Project-менеджеров в соответствии с требованиями международных
стандартов и профессиональных ассоциаций.
Успешное
завершение проектов -
качественно, в срок, в соответствии с техническим заданием - необходимое и достаточное основание для
вручения диплома МВА магистра
делового администрирования в сфере электронной коммерции и управления
проектами.
Главным при защите
проектов в Электронном Университете являлось и является подтверждение
бизнес-планов и технических заданий на создание сайтов и корпоративных
информационных систем как мерило успеха проектов.
Процесс
развертывания успешных Интернет-проектов проходит
через классические бизнес-план, техническое задание, разработку программного
обеспечения, опытную эксплуатацию, а затем итеративную модернизацию и
оптимизацию информационных систем.
Интернет-проекты
- проекты, связанные с созданием в глобальной
сети Интернет сайтов и информационных систем для информационного и/или
коммерческого обслуживания их посетителей и пользователей.
Основу Интернет-проектов
составляют сайты и базы данных, размещаемые на Интернет-серверах,
а также офисные пакеты программ для ведения документооборота с использованием
баз данных со сведениями о клиентах, заказах и продукции на складах.
Для ведения документоборота среди программ Open Source имеются
два информационно совместимых офисных пакета программ KOffice и Open Office, удовлетворяющих международным
стандартам ISO электронного документации.
Офисный пакет Open Office предназначен для
ведения документации в организациях в соответствии с международными
стандартами ISO и при этом он
совместим с офисными пакетами MS Office, Lotus /IBM/ и StarOffise /Sun/.
Офисный пакет программ Open Office включает текстовый редактор
Writer,
электронные таблицы Calc, программу презентаций Impress и
браузер Mozila, которые могут использоваться как в Linux, так и в Windows.
Базовой Интернет-технологией
программных средств Open
Source является технология разработки LAMP - операционная
систему Linux,
web-сервер Apache,
базу данных MySQL
и система Web-программирования PHP.
Технология LAMP
создавалась и развивалась как технология Open Source одновременно с развитием
глобальной компьютерной сети Интернет и в настоящее время используется на 2/3 Интернет-серверов в мире.
Большое
преимущество технологии LAMP в
том, что базы данных MySQL и интерпретаторы PHP установлены на всех Интернет-серверах
платного и бесплатного хостинга, что позволяет
студентам развертывать свои учебные Интернет-проекты.
Для корпоративных проектов в составе пакетов Open Source могут использоваться программные средства порталов PHP-Portal и
системы дистанционного обучения, созданные на основе технологии LAMP.
На освоении LAMP основаны магистерские программы WDU подготовки разработчиков и
менеджеров Интернет-проектов - “Интернет-технологии”,
“Электронная Коммерция”, “Управление Проектами” и “Корпоративные Системы”.
Анализ зарубежных
IT-проектов демонстрирует существенные
достижения проектов в области Интернет-технологий и
серьезный кризис IT-проектов в области традиционных автоматизированных информационных
систем [ 9 ].
Анализ успешных IT-проектов показывает,
что все они основываются на применение системных подходов к проектированию,
эксплуатации и модернизации информационных систем на основе наиболее
современных Интернет-технологий.
Системный подход состоит
в проектировании архитектуры автоматизированных систем и создании
технических заданий на разработку программного обеспечения на основе
функциональных спецификаций на самых ранних этапах разработки.
Любой проект - комплекс взаимосвязанных
мероприятий для достижения заранее поставленных целей при определенных
требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов [ ISO / Организация международных стандартов ].
Управление проектами включает планирование,
организацию, мониторинг и контроль всех этапов проекта в ходе непрерывного
процесса достижения его целей [ ISO / TR 10006
Руководство качеством при управлении проектами. 1997. ]
Электронная
коммерция - это продажа товаров и услуг по каталогам с оформлением заказов
через Интернет. Общее число Интернет-магазинов,
зарегистрированных в российских каталогах, - более 2000.
Примеры проектов, выполненных слушателями WDU,
- Интернет-магазин фирмы КРУГ [ 7 ], торгующий расходными
материалов к компьютерам и электронный магазин Brax, продающий автомобильное аудиооборудованием
через Интернет [ 10 ] .
Потенциальные
покупатели электронных магазинов - вся аудитория Интернета в России - более
10 миллионов человек. Общее число электронных магазинов в российском
Интернет постоянно нарастает вместе с конкуренцией между ними.
Все электронные магазины, реально
работающие сейчас, начинали с приобретения практического опыта электронной
коммерции до создания бизнес-плана, основанного на практических маркетинговых
и технических данных.
Проект магазина “КРУГ-Интернет” начинался в
1998 году с составления бизнес-плана на основе опыта организационной и
практической работы по продаже расходных материалов к компьютерам и оргтехнике http://kroog.uw.ru
Главная проблема
электронной коммерции с точки зрения маркетинга - организация рекламы и потока
посетителей, которые могут стать потенциальными покупателями предлагаемых
товаров и услуг.
Интернет-магазин “Brax - автозвук и мультимедиа” является специализированным электронным магазином, отраслевое направление - эксклюзивная
автомобильная hi-fi и high-end
техника, автозвуковое оборудование.
Электронный
магазин представляет одновременно отдел Интернет-торговли и тематический
каталог, оснащенный поисковой системой, разделом новостей и подразделами с
сопроводительной документацией для посетителя/покупателя.
Главная задача
менеджмента электронного магазина - оформление заказов, организация платежей
и доставки товаров покупателям, а также связанные с ними задачи финансового и
управленческого учета.
Программное
обеспечение Интернет-магазина состоит из двух частей: front-office и back-office. Дефолт 1998 года потребовал максимального
снижения первоначальных затрат, в силу чего было принято решение об аренде
программного обеспечения и Web-сервера.
Front-office - программный комплекс на Web-сервере,
предоставляющий информацию Пользователям через их браузеры в Интернет, а
Администратору - возможность обработки заказов и информационного наполнения
сайта.
Back-office - обычная офисная программа
для выписки документов и бухгалтерского учета. Разработка складской программы
была выполнена своими силами, что позволило оперативно настраивать и
перестраивать ее соответственно требованиям бизнеса и учета.
Функционирование Интернет-магазина основано на клиент-серверных
технологиях и серверных СУБД. Реализация электронного магазина Brax выполнялась на арендуемом Web-сервере с использованием языка
программирования PHP и базы данных mySQL .
Анализ
успешных Интернет-проектов
показывает, что для них характерна эволюционная модель жизненного цикла
развития с поэтапной развертыванием сайтов и коммерческих бизнес-процессов от
инициации до выхода на рентабельность.
Основные фазы
- составление бизнес-планов и технических заданий, открытие сайта,
маркетинговая компания, а затем несколько фаз оптимизации сайтов и
бизнес-процессов, включая улучшение интерфейса с посетителями и обслуживания
покупателей.
Этап создания
первой версии Интернет-магазина Brax занял 3 месяца (февраль-март
2003г.). Дизайн - строгий, с минимумом графических элементов. Оптимизация -
минимизация времени SQL-запросов к базе данных.
Способы рекламы
в Интернет весьма разнообразны - баннерная реклама,
регистрация в каталогах, реклама в поисковых системах, партнерские ссылки и
почтовые рассылки, которые при недобросовестности превращаются в спам.
Для успеха
маркетинговой компании параллельно может проводиться обычная реклама в
традиционных средствах массовой информации - газетах и журналах. Наиболее
эффективна по охвату аудитории реклама в электронных СМИ.
Удовлетворение
информационных потребностей посетителей Интернет-магазинов
(обычно - бесплатное) рассматривается маркетологами
как одно из важнейших мероприятий по привлечению и удержанию клиентов.
Анализ
рентабельности электронных магазинов ничем не отличается от анализа
финансового состояния обычного торгового предприятия. Затраты подразделяются на
постоянные и переменные, связанные с выполнением оплаченных заказов.
Постоянные затраты
не зависят от объема реализации товаров/услуг. В электронных магазинах к
постоянным затратам относится: аренда помещений и оборудования, расходы на
рекламу, управленческие издержки и накладные расходы.
Доходы магазинов
формируются из оплаты заказов, а прибыль из разницы розничных цен продажи
товаров и оптовых цен поставщиков. Переменные затраты связаны с выполнением
заказов - затраты на комплектацию и оплату доставки товаров.
Точка
рентабельности, как известно, - это объем продаж товаров/услуг, при котором доходы от продаж полностью покрывают всю сумму
постоянных и переменных затрат от деятельности торговой организации.
Точки безубыточности Интернет-магазин Brax достиг в августе 2003 года,
спустя 3 месяца после начала эксплуатации. Нужно отметить, что планируемый
период выхода Интернет-магазина на уровень
самоокупаемости составлял 6 месяцев.
Глубоко
продуманный стратегический менеджмент в сочетании с надежными базисом и
надежными партнерами - основной фактор выживания Интернет-магазинов
и Интернет-подразделений корпораций.
Проект “КРУГ-Интернет” начинался с бизнес-плана, который был оформлен в
виде тезисов из вопросов и ответов. Планируемой время выхода на самоокупаемость
зависти от посещаемости ресурсам и по оптимистическим оценкам составлял 6/12
месяцев.
Проведенными
мероприятиями по управлению электронным магазином обеспечен выход на
рентабельность через 12 месяцев с начала эксплуатации и рост оборотов в 2-3
раза выше, чем аналогичный показатель для традиционных (off-line)
продаж.
Успешные Интернет-проекты
делают лица, профессионально владеющие современными Интернет-технологиями,
основами рекламы, маркетинга, общего менеджмента проектов, а также основами
юриспруденции и компьютерного права.
Все решают кадры.
Бурная смена технологий требует постоянного освоения новейших Интернет-технологий и повышения квалификации сотрудников и
сертификации привлекаемых специалистов.
Один из возможных
выходов - самостоятельное освоение новейших информационных технологий и
постоянное пополнение специальной справочной и учебной литературы с помощью
сети книжных и электронных магазинов.
Второй вариант -
дистанционные курсы подготовки и освоения новейших Интернет-технологий без отрыва от производства в базовых
компьютерных учебных центрах WDU,
отслеживающие перспективные информационные технологии.
Литература и Интернет-источники:
1. Соколова А., Терещенко Н. “Электронная коммерция”. М., 2000.
2. Йордан
Э. “Управление сложными Интернет-проектами”.
М., Лори, 2003.
3. Барроу К. “Курс выживания Интернет-компаний”.
М., Альпина, 2001.
4. Каймин В.А. “Основы Интернет-Технологий”
М., WDU, 2002. http://wdu.da.ru
5. Каймин В., Капалин В. “Электронная коммерция”.
http://wdu.da.ru
6. Каймин В., Гаврилов
Н. “Управление Интернет-проектами”.
http://wdu.da.ru
7. Каймин В.А. “Электронный Университет WDU”.
“Системотехника”, N 1, 2003.
8. Каймин В., Гаврилов
Н., Туркин А. “Управление Интернет-проектами”.
Труды Всемирного конгресса по управлению проектами. Москва, июнь 2003.
9. Гура М. “Архитектура, реализация и продвижение Интернет-магазина Brax”. Конференция-конкурс “Технологии Microsoft”. М., МГУ, 2004.
10. “ИТО-2005: Технологии Linux”.
Сборник трудов, М.,WDU, 2005.
11. “ИТО-2006: Технологии Linux и Open Source”. Сборник
трудов., М.,WDU, 2006.