Электронный Университет WDU:

Open Source в Интернет-проектах

            В.А.Каймин, вице-президент WDU, профессор, доктор компьютерных наук

            М.Ю.Гура, МВА, project-менеджер, web-мастер (WDU)

         Электронный Университет WDU был создан в 2000 году после открытия в Москве, Астане, Петербурге, Алма-Ате, Софии и Атырау отделений WDU по подготовке специа­листов в сфере Информатизации, Интернет-технологий и Электронной коммерции.

            Основная миссия WDU - Всемирного Распределенного Университета - подготовка магистров, менеджеров и разработчиков в сфере электронной коммерции и Интернет-технологий в соответствии с мировыми стандартами. http://wdu.da.ru

            Прием зачетов и экзаменов, оформление документов и переписка в Элек­тронном Университете проводится через Интернет. В результате чего сохра­няются протоколы всех зачетов и экзаменов, что не делается в обычных вузах.

            Информационное наполнение Электронного Университета - это библиотека Интер­нет-учебников по всем программам магистерской программы в области электронной ком­мер­ции, Интернет-технологий и корпоративных информационных систем. http://wdu.da.ru

            Особенность подготовки в Университете электронной коммерции - сочетание экономических и правовых знаний с использованием современных информа­ционных технологий и участии слушателей в реальных Интернет-проектах.

            Основные программы магистерской подготовки в WDU - программы МВАУправление Проектами” и “Электронная Коммерция”, а также программы MCSИнтер­нет-Технологии” и “Корпоративные системы” на звание Master of Computer Science.

            Выпускные и курсовые работы слушателей Университета - это Интернет-проекты, размещаемые в открытом доступе на различных порталах. Выполнение Интеррнет-проектов - основа для выдачи сертификатов и основные результаты обучения.

            Подготовка в WDU основана на выпол­нении Интернет-проектов на базе пакетов программ Open Source и методов проектирования надежных программных средств на основе усовершенствованных методов разработки фирмы IBM.

            Open Source - это более 10 тысяч пакетов программ, распространяемых на компакт-дисках и через Интернет, которые можно устанавливать на любых компьютерах и серверах в соответствии с генеральной лицензией GPL.

            В составе Open Source - офисный пакет программ Open Office, операционная система Linux, десяток баз данных и систем программирования, сотни системных, инструментальных и прикладных программ.

            Особенность пакетов Open Source - возможность свободной установки и исполь­зования в вузах, школах и дома на персональных ЭВМ и в сетях ЭВМ с Windows, Linux и другими операционными системами на основании лицензией GPL.

            Для студентов и преподавателей программы Open Source дают возможность позна­ко­миться со всеми перспективными информационными технологиями и выполнять любые сколь угодно сложные курсовые и выпускные Интернет-проекты.

            Завершение магистерских программ - вручение международных дипломов МВА (Master of Business Administration) - магистра делового администрирования по результатам выполнения выпускных коммерческих Интернет-проектов.

            Контрольные вехи в подготовке  - курсовые Интернет-проекты, за которые слушатели получают сертификаты Web-мастеров и Project-менеджеров в соответствии с требованиями международных стандартов и профессиональных ассоциаций.

            Успешное завершение проектов - качественно, в срок, в соответствии с техническим заданием  - необходимое и достаточное основание для вручения диплома МВА магистра делового администрирования в сфере электронной коммерции и управления проектами.

            Главным при защите проектов в Электронном Университете являлось и является подтверждение бизнес-планов и технических заданий на создание сайтов и корпо­ративных информационных систем как мерило успеха проектов.

            Процесс развертывания успешных Интернет-проектов проходит через классические бизнес-план, техническое задание, разработку программного обеспечения, опытную эксп­лу­а­тацию, а затем итеративную модернизацию и оптимизацию инфор­ма­ционных систем.

            Интернет-проекты - проекты, связанные с созданием в глобальной сети Интернет сайтов и информационных систем для информационного и/или коммерческого обслуживания их посетителей и пользователей.

            Основу Интернет-проектов составляют сайты и базы данных, размещаемые на Интернет-серверах, а также офисные пакеты программ для ведения документооборота с использованием баз данных со сведениями о клиентах, заказах и продукции на складах.

            Для ведения документоборота среди программ Open Source имеются два информа­ционно совместимых офисных пакета программ KOffice и Open Office, удовлетворяющих международным стандартам ISO электронного документации.

            Офисный пакет Open Office предназначен для ведения документации в организациях в соответ­ствии с между­народ­ными стандартами ISO и при этом он совместим с офисными пакетами MS Office, Lotus /IBM/  и  StarOffise /Sun/.

            Офисный пакет программ Open Office включает текстовый редактор Writer, электрон­ные таб­лицы Calc, программу презентаций Impress  и браузер Mozila, которые могут исполь­зоваться как в Linux, так и в Windows.

            Базовой Интернет-технологией программных средств Open Source является технология разработки LAMP - операционная систему Linux, web-сервер Apache, базу данных MySQL и система Web-программирования PHP.

            Технология LAMP создавалась и развивалась как технология Open Source одновременно с развитием глобальной компьютерной сети Интернет и в насто­ящее время используется на 2/3 Интернет-серверов в мире.

            Большое преимущество технологии LAMP в том, что базы данных MySQL и интерпретаторы PHP установлены на всех Интернет-серверах платного и бесплатного хостинга, что позволяет студентам развертывать свои учебные Интернет-проекты.

            Для корпоративных проектов в составе пакетов Open Source могут использоваться программные средства порталов PHP-Portal и системы дистанционного обучения, созданные на основе технологии LAMP.

            На освоении LAMP основаны магистерские программы WDU подготовки разработчиков и менеджеров Интернет-проектов - “Интернет-технологии”, “Электронная Коммерция”, “Управление Проектами” и “Корпоративные Системы”.

            Анализ зарубежных IT-проектов демонстрирует существенные достижения проектов в области Интернет-технологий и серьезный кризис IT-проектов в области традиционных автоматизированных информа­ционных систем [ 9 ].

            Анализ успешных IT-проектов показывает, что все они основываются на применение системных подходов к проектированию, эксплуатации и модерни­зации информационных систем на основе наиболее современных Интернет-технологий.

            Системный подход состоит в проектировании архитектуры автоматизи­ро­ван­ных систем и создании технических заданий на разработку программного обеспечения на основе функциональных спецификаций на самых ранних этапах разработки.

            Любой проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и харак­теристикам ожидаемых результатов [ ISO / Организация международных стандартов ].

            Управление проектами включает планирование, организацию, мониторинг и контроль всех этапов проекта в ходе непрерывного процесса достижения его целей [ ISO / TR 10006 Руководство качеством при управлении проектами. 1997. ]

            Электронная коммерция - это продажа товаров и услуг по каталогам с оформлением заказов через Интернет. Общее число Интернет-магазинов, зареги­стрированных в российских каталогах, - более 2000.

            Примеры проектов, выполненных слушателями WDU, - Интернет-магазин фирмы КРУГ [ 7 ], торгующий расходными материалов к компьютерам и электронный магазин Brax, продающий автомобильное аудио­­оборудованием через Интернет [ 10 ] .

            Потенциальные покупатели электронных магазинов - вся аудитория Интернета в России - более 10 миллионов человек. Общее число электронных магазинов в российском Интернет постоянно нарастает вместе с конкуренцией между ними.

            Все электронные магазины, реально работающие сейчас, начинали с приобретения практи­ческого опыта электронной коммерции до создания бизнес-плана, основанного на практических марке­тинговых и технических данных.

            Проект магазина “КРУГ-Интернет” начинался в 1998 году с составления бизнес-плана на основе опыта организационной и практической работы по продаже расходных материалов к компьютерам и оргтехнике  http://kroog.uw.ru

            Главная проблема электронной коммерции с точки зрения маркетинга - организация рекламы и потока посетителей, которые могут стать потенциальными покупателями предлагаемых товаров и услуг.

            Интернет-магазин “Brax - автозвук и мультимедиаявляется специализированным электронным магазином, отраслевое направление - эксклюзивная автомобильная hi-fi и high-end техника, автозвуковое оборудование.

            Электронный магазин представляет одновременно отдел Интернет-торговли и тематический каталог, оснащенный поисковой системой, разделом новостей и подразделами с сопроводительной докумен­тацией для посетителя/покупателя.

            Главная задача менеджмента электронного магазина - оформление заказов, орга­ни­зация платежей и доставки товаров покупателям, а также связанные с ними задачи финансового и управленческого учета.

            Программное обеспечение Интернет-магазина состоит из двух частей: front-office и back-office. Дефолт 1998 года потребовал максимального снижения первоначальных затрат, в силу чего было принято решение об аренде программного обеспечения и Web-сервера.

            Front-office - программный комплекс на Web-сервере, предоставляющий инфор­мацию Пользователям через их браузеры в Интернет, а Администратору - возможность обработки заказов и информационного наполнения сайта.

            Back-office - обычная офисная программа для выписки документов и бухгал­терского учета. Разработка складской программы была выполнена своими силами, что позволило оперативно настраивать и перестраивать ее соответственно требованиям бизнеса и учета.

            Функционирование Интернет-магазина основано на клиент-серверных технологиях и серверных СУБД. Реализация электронного магазина Brax выполнялась на арендуемом Web-сервере с использованием языка программирования PHP и базы данных mySQL .

            Анализ успешных Интернет-проектов показывает, что для них харак­терна эволюционная модель жизненного цикла развития с поэтапной развертыванием сайтов и коммерческих бизнес-процессов от инициации до выхода на рентабельность.

            Основные фазы - составление бизнес-планов и технических заданий, открытие сайта, маркетинговая компания, а затем несколько фаз оптимизации сайтов и бизнес-процессов, включая улучшение интерфейса с посетителями и обслуживания покупателей.

            Этап создания первой версии Интернет-магазина Brax занял 3 месяца (февраль-март 2003г.). Дизайн - строгий, с минимумом графических элементов. Оптимизация - минимизация времени SQL-запросов к базе данных.

            Способы рекламы в Интернет весьма разнообразны - баннерная реклама, регистрация в каталогах, реклама в поисковых системах, партнерские ссылки и почтовые рассылки, которые при недобросовестности превращаются в спам.

            Для успеха маркетинговой компании параллельно может проводиться обычная реклама в традиционных средствах массовой информации - газетах и журналах. Наиболее эффективна по охвату аудитории реклама в электронных СМИ.

            Удовлетворение информационных потребностей посетителей Интернет-магазинов (обычно - бесплатное) рассматривается маркетологами как одно из важнейших мероприятий по привлечению и удержанию клиентов.

            Анализ рентабельности электронных магазинов ничем не отличается от анализа финансового состояния обычного торгового предприятия. Затраты подразделяются на постоянные и переменные, связанные с выполнением оплаченных заказов.

            Постоянные затраты не зависят от объема реализации товаров/услуг. В элек­тронных магазинах к постоянным затратам относится: аренда помещений и об­ору­до­вания, расходы на рекламу, управленческие издержки и накладные расходы.

            Доходы магазинов формируются из оплаты заказов, а прибыль из разницы розничных цен продажи товаров и оптовых цен поставщиков. Переменные затраты связаны с выполнением заказов - затраты на комплектацию и оплату доставки товаров.

            Точка рентабельности, как известно, - это объем продаж товаров/услуг, при котором доходы от продаж полностью покрывают всю сумму постоянных и переменных затрат от деятельности торговой организации.

            Точки безубыточности Интернет-магазин Brax достиг в августе 2003 года, спустя 3 месяца после начала эксплуатации. Нужно отметить, что планируемый период выхода Интернет-магазина на уровень самоокупаемости составлял 6 месяцев.

            Глубоко продуманный стратегический менеджмент в сочетании с надежными базисом и надежными партнерами - основной фактор выживания Интернет-магазинов и Интернет-подразделений корпораций.

            Проект КРУГ-Интернет” начинался с бизнес-плана, который был оформлен в виде тезисов из вопросов и ответов. Планируемой время выхода на самоокупаемость зависти от посещаемости ресурсам и по оптимистическим оценкам составлял 6/12 месяцев.

            Проведенными мероприятиями по управлению электронным магазином обеспечен выход на рентабельность через 12 месяцев с начала эксплуатации и рост оборотов в 2-3 раза выше, чем аналогичный показатель для традиционных (off-line) продаж.

            Успешные Интернет-проекты делают лица, профессионально владеющие совре­менными Интернет-технологиями, основами рекламы, маркетинга, общего менеджмента проектов, а также основами юриспруденции и компьютерного права.

            Все решают кадры. Бурная смена технологий требует постоянного освоения новейших Интернет-технологий и повышения квали­фикации сотрудников и серти­фикации привлекаемых специалистов.

            Один из возможных выходов - самостоятельное освоение новейших информа­ци­онных технологий и постоянное пополнение специальной справочной и учебной литера­туры с помощью сети книжных и электронных магазинов.

            Второй вариант - дистанционные курсы подготовки и освоения новейших Интернет-технологий без отрыва от производства в базовых компьютерных учебных центрах WDU, отслеживающие перспективные информационные технологии.

         Литература и Интернет-источники:

1. Соколова А., Терещенко Н. “Электронная коммерция”. М., 2000.

2. Йордан Э. “Управление сложными Интернет-проектами”. М., Лори, 2003.

3. Барроу К. “Курс выживания Интернет-компаний”. М., Альпина, 2001.

4. Каймин В.А. “Основы Интернет-Технологий” М., WDU, 2002. http://wdu.da.ru

5. Каймин В., Капалин В. “Электронная коммерция”. http://wdu.da.ru

6. Каймин В., Гаврилов Н. “Управление Интернет-проектами”. http://wdu.da.ru

7. Каймин В.А. “Электронный Университет WDU”. “Системотехника”, N 1, 2003.

8. Каймин В., Гаврилов Н., Туркин А. “Управление Интернет-проектами”. Труды Всемирного конгресса по управлению проектами. Москва, июнь 2003.

9. Гура М. “Архитектура, реализация и продвижение Интернет-магазина Brax”.    Конференция-конкурс “Технологии Microsoft”. М., МГУ, 2004.

10. “ИТО-2005: Технологии Linux”. Сборник трудов, М.,WDU, 2005.

11. “ИТО-2006: Технологии Linux и Open Source”. Сборник трудов., М.,WDU, 2006.

 



Hosted by uCoz