Открытые технологии в процессе обучения

Хайрулов Э.В. ООО «Открытые технологии», Димитровград

Обучение как процесс становления мировоззрения личности.

Обучение представляет собой сложнейший процесс, имеющий две составляющие -  получение некоторых знаний и формирование мировоззрения человека. Недаром многие педагоги ставили обучение на уровень воспитательного процесса, действительно, если человеку не просто внушать, а доказывать ту или иную теорию, что и делается в процессе обучения, он становится наиболее лояльным приверженцем этой идеи.

Не даром решение о распространении бесплатных  версий ПО с целью обучения принято практически любой фирмой производителем ПО (С# , Ration Rose) специалист, обученный с помощью данных учебных продуктов навряд ли сможет и захочет работать на других программных продуктах. В подтверждении изложенного приведем пример фирмы Borland которая с помощью пакета Delphi «завоевала» Россию.

Большинство прикладных программистов России работали и работают на данных программных продуктах. В настоящий момент стоимость пакета Borland включающего в себя средства разработки превышают 2000$. Предприятия, у которых есть потребность в разработке собственного ПО, вынуждены оплачивать данные продукты, т.к. их сотрудники прошли обучение на библиотеке VCL.

Место открытого ПО в подготовке специалистов.

В настоящий момент в мире открытых технологий существует достаточно большое кол-во решений способных обеспечить процесс обучения специалиста в области ПО. Кроме того с выходом пакета OpenOffice свободное ПО может рассчитывать на проникновение в ряды пользователей ЭВМ,  не имеющих отношения к программированию.

По сравнению с реализацией решения тех или иных задач на разработках конкретных фирм, свободное ПО позволяет подготовить специалиста, который не ограничен в выборе конкретной реализации, он способен провести анализ и выбрать наиболее подходящий программный продукт для решения поставленный перед ним задачи.

Это является одним из важнейших отличительных свойств свободного ПО от проприетарного, т.е. используя свободное ПО в процессе обучения, мы не только готовим специалиста, но и воспитываем гражданина свободного общества. Способность мыслить, сравнивать, анализировать и выбирать – вот что несет за собой использование свободного ПО.

Комплекс решения для школ.

Основными задачами учебного процесса на базе школы, является обучение навыками владения текстовыми редакторами, получение представления об электронных таблицах, средствах построения графических изображений и т.д. То есть на базе средних школ ученикам требуются элементарные знания управления компьютером.

В настоящий момент решение большинства задач, стоящим перед компьютерным образованием средней школы, может быть реализовано с помощью пакета OpenOffice. Дополнительно для углубленного изучения предлагается такие средства как Gimp,  которые являются свободно распространяемыми.

Более того существует реализация данных продуктов на платформе MS Windows, что не требует кардинального перелома сознания учеников и учителей. Средства разработки типа FreePascal, rhide, cygwin позволяют покрыть область обучения связанного с разработкой программ для ПК.

Комплекс решений для ВУЗов.

Получив базовые знания еще в школе студент не испытывает шокирующую ситуацию, когда садится за компьютер с установленной на нем Unix системой. Во многих технических ВУЗах основы работы с Unix системами являются обязательными. Процесс обучения в ВУЗе тоже может быть организован на открытом ПО. Под Unix системы существует множество утилит, для  решения конкретных задач.

Огромным преимуществом является  наличие исходных кодов системы, что позволяет настраивать систему для любых целей и задач поставленных перед студентами.  В распоряжении программиста есть средства разработки собственных языков программирования (lex, yacc), средства разработки баз данных (MySQL), языки программирования php, perl, которые по своей природе являются открытыми и свободно распространяемыми.

На данный момент ситуация с используемым ПО в ВУЗах оставляет желать лучшего - мало того, что используется нелицензионное ПО, многие преподаватели организовывают учебный процесс на продуктах к которым они привыкли и считают их самыми лучшими и передовыми, при этом совершенно не задумываясь о том, что эти продукты стоят огромных денег.

Таким образом у студента формируется представление, что используя данный продукт он не несет никакой ответственности, он продолжает его использовать дома, потом устраивается на работу и продолжает использовать его там, а это уже уголовная ответственность. 

 

Выводы. Открытое ПО в Ульяновской области (г. Димитровград)

В итоге ситуацию с ПО в сфере образования можно назвать удручающей, в школах и ВУЗах как считают их руководители проблемы с ПО нет. Надежда на русское - «авось нас пронесет», является преступным по отношению к молодому поколению, наша задача сейчас это научить наше поколение понимать моральную неприемлемость несвободного ПО, научить ценить свободу, а это будет лучшей защитой нашего общества.

 

Hosted by uCoz