REACTOS КАК АЛЬТЕРНАТИВА ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ WINDOWS:

ИСТОРИЯ, ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

            Брагин Алексей,

 

Введение

ReactOS – это операционная система, основанная на архитектуре ОС Windows, которая предоставляет совместимость с существующими приложениями и драйверами. Важно отметить то, чем ReactOS не является. Это не промежуточный слой между приложениями и ядром, каким является Wine; это не «ещё одна операционная система» - как, например, SkyOS или любая другая альтернативная ОС; это не замена ОС на основе Linux.

Смысл в создании ReactOS – это простой факт – некоторые люди, а особенно компании, никогда не переключатся на использование Linux. Неважно насколько лучше станет (или уже лучше) Linux, всё равно для них это не выбор. Сейчас есть пользователи Linux на основе ядра 2.2, которые отказываются от модернизации до более нового (на текущий момент это 2.6). Что и говорить о модернизации путём полной замены типа операционной системы.

До сегодняшнего дня для таких людей не было никакого варианта из области open source. На такую область и нацелен ReactOS в перспективе. Несмотря на то, что в данный момент ReactOS ориентирован в основном на разработчиков и интересующихся людей, он не требует особых знаний для установки и использования – особенно при наличии опыта установки Windows.

В настоящее время усилия по разработке системы направлены на то, чтобы работало как можно больше драйверов и программ. Как только достигается  уровень совместимости по отдельным компонентам, начинается работа по их модернизации и улучшению, не останавливаясь только на копировании возможностей Windows.

История

Проект ReactOS начался ровно 10 лет назад, в 1996 году, после переформирования группы разработчиков, занимавшихся созданием ОС FreeWin95. Целью нового проекта было провозглашено создание ОС, совместимой с Windows NT.

Первые несколько лет были очень сложными – несмотря на большие объёмы написанного кода видимые результаты появлялись не всегда. Только в 1998 году удалось достичь загрузки в подобие интерпретатора командной строки shell.exe. Этот интерпретатор был довольно примитивной консольной программой, которая позволяла просматривать содержимое директорий и файлов и запускать приложения. Примерно к релизу ReactOS 0.1 был добавлен новый интерпретатор командной строки из проекта FreeDOS, что явилось существенной вехой в истории проекта.

Дальнейшее развитие проекта проходило в направлении разработки графического интерфейса пользователя, первая версия которого была реализована в ReactOS 0.2. В последующих релизах 0.2.х графический интерфейс продолжал улучшаться. Релиз ReactOS 0.3 отмечает очередной этап развития проекта – введение поддержки сети (стека драйверов TCP/IP, поддержка драйверов популярных сетевых карт, реализация windows sockets, и т.д.).

 

Текущее состояние

На данный момент проект всё ещё находится в стадии альфа: он представляет интерес для разработчиков и ограниченного круга пользователей-тестеров. Однако, скорость разработки со временем значительно возросла – если за период с 1999 до 2001 было написано примерно 140 тысяч строк кода (примерно 70 тысяч строк за год), то за период с 2005 до 2006 года этот показатель составляет более 293 000 тысяч строк кода.

На рис. 1 наглядно показана динамика развития проекта за последние 7 лет.

 

ReactOS SLOC

Рисунок 1. Динамика развития проекта (зависимость объема исходного текста от времени)

Итак, на что же способен ReactOS на данный момент? В двух словах – загружаться в собственный аналог Explorer’а; запускать Win32-программы, загружать и использовать драйвера от Windows NT4, 2000, XP, 2003; работать на x86 платформе и поддерживать игровую консоль Xbox.

К примеру, рассмотрим небольшую выдержку из списка работающих под ReactOS программ:

·        Офис

o       AbiWord

o       MS Office 7

o       MS Works 4

o       Foxit Reader

·        Интернет

o       Firefox

o       SeaMonkey

o       Thunderbird

o       Adobe Flash Player

o       mIRC

o       PuTTY

o       UltraVNC

·        Графика

o       Adobe Photoshop 3 – 5

o       Google Picasa

o       Paint Shop Pro 4

 

Полный список поддерживаемых программ и драйверов сохраняется в специальной базе данных CompDB, получить доступ к которой можно через веб-сайт http://www.reactos.org  

Из проблем можно отметить отсутствие стабильной поддержки USB устройств (а также вообще отсутствие поддержки флеш-памяти), неработоспособность некоторых драйверов устройств, программ, общую нестабильность системы (утечки памяти), медленную работу некоторых частей (в частности, подсистемы Win32).

Перспективы развития

Как было сказано выше, на данный момент проект находится в такой стадии, когда реальное применение его невозможно. Из областей, по которым ведется работа, можно выделить следующие:

Ядро / HAL – улучшение совместимости, ускорение работы системы

Поддержка сети – несмотря на то, что основа уже реализована, ведется работа над улучшением поддержки драйверов и программ, а также исправление ошибок

DirectX и OpenGL – поддержка OpenGL-приложений и игр будет реализована в самое ближайшее время (к релизу 0.3.1), над поддержкой DirectX сейчас работает совместно команда Wine и разработчики ReactOS

Приложения – это одна из наиболее динамично развивающихся областей, т.к. приложения хорошо отделены от самой системы и могут тестироваться независимо, что приводит к более быстрой разработке.

В долгосрочной перспективе рассматриваются многие области, в которых возможно применение ReactOS – это внедренные системы, поддержка некоторых специальных задач, поддержка Win32-приложений и драйверов под другими операционными системами через механизмы виртуализации.

Одно из главных направлений использования – это концепция использования ОС на рабочем ПК для решения ограниченного круга задач. По мере развития проекта область решаемых задач будет увеличиваться за счёт поддержки большего количества приложений и драйверов устройств.

Преимуществом перед другими системами здесь является поддержка оборудования, лёгкость перехода с ОС Windows на ReactOS (затраты на переобучение практически отсутствуют, т.к. установка, интерфейс пользователя, техника использования систем очень схожи).

Дополнительную информацию о проекте можно получить по следующим адресам:

·        http://www.reactos.ru – русскоязычный веб-сайт проекта

·        http://www.reactos.org/?page=download – файлы для загрузки

·        http://www.reactos.org/?page=media – видео и скриншоты

·        http://www.reactos.org/support - база данных совместимости программ и драйверов (CompDB)

·        http://www.reactos.org/forum - форум (есть русскоязычный раздел)

·        http://www.reactos.org/wiki - Вики проекта (очень много полезной информации)



Hosted by uCoz